Жители превратились в стариков, улицы опустели, исчезли здания школы и фермы, заколочены двери магазина, клуба, почты. До сих пор стоит церковь, которая теперь открывается по выходным (батюшка живет в городе), и кладбище – оба объекта в равной мере дают повод оставшимся жителям прихода собираться вместе.
Однако деревня окончательно не умерла, со временем в опустевших хатах начали появляться новые хозяева. Некоторые из блудных сынов и дочерей вернулись в родные пенаты после неудачных попыток «знайсці шчасця, долі на чужым далёкім полі”. Один из них – мужик с биографией мелкого вора-рецидивиста, отсидевший на зоне несколько раз за кражи велосипедов и гаечных ключей. Он хоть и занял родительский дом, но остался не у «дел» — велосипедов в деревне почти не осталось. Дочь военного летчика с мужем и детьми перебралась в пустую хату своих дедов и теперь играет с упомянутым выше товарищем в карты. Она долгое время жила на детское пособие, пока детей не забрали в детдом. Теперь, говорят, пьет за счет денежных переводов отца, у которого где-то там в России офицерская пенсия.
У них в деревне есть друзья из местных. Эти ребята поиском заработка тоже не озабочены – пьют на пенсию матерей. Многие стали инвалидами после серьезного отравления спиртом – к семейному доходу прибавилось пособие по инвалидности.
Спиртом торгуют сразу в нескольких хатах немощные старики. Продукцией их обеспечивают дети (или внуки) из города. От их товара уже умерло несколько человек в окрестности. Никаких попыток местных властей пресечь подобный бизнес не было. Да сами «предприниматели» считают свою деятельность богоугодной – мол, теленка или свинку для деток уже вырастить не можем, так хоть денег каких-то подкинем.
Навсегда покинутые дома заняли цыганские семьи. Цыгане работают на ферме в соседней деревне – якобы кормят телят. Их взяли на работу, потому что они не пьют. От аборигенов они отличаются активной предприимчивостью: на колхозном перемолотом зерне, предназначенном для скармливания телятам, содержат 12 свиней. Больше никакого хозяйства у них нет, двор завален мукой, даже в миске у собаки никогда ничего не было, кроме колхозной муки.
Новые граждане села мало что знают о неписаных законах, по которым деревня жила веками. Они не проявляют такого трепетного отношения к опустевшим соседним хатам, как исконные жители: ломают заборы на дрова, пробираются в сараи и выволакивают хозяйственные снасти, чтобы сдать на металлолом.
Старики свое отношение к молодому поколению деревни стараются не показывать – страшно за пенсию, ветхое имущество, да и «помрешь – никто не заметит». Только хаты стараются запирать на ночь покрепче.
Участкового в деревне видели лишь пару раз, когда он приезжал по вызовам насчет крупных краж спирта и мелких семейных драм. И правда – у участкового и без этих алкашей дел невпроворот. Клиентов хватает в деревнях, где можно встретить молодежь. Ту, которая не уехала учиться или работать, но также проявляет социально-опасное поведение. В начале лета в одном из окрестных сел, где работает школа, на выпускном празднике убили девушку. Деревня перестает быть тихой заводью: по официальной статистике УВД, в сельской местности с каждым годом наблюдается рост преступности.
Село становится своего рода отстойником, куда собираются те, кому нет места в нормальном обществе. Здесь свой страшный мир, где жизнь кардинально отличается от нашей: ни очереди у обменников, ни таможенные пошлины, ни гастроли белорусских эстрадных звезд здесь никого не волнуют. И этот мир существует совсем рядом с нашим – «сильным и процветающим» – стоит лишь отъехать на десяток километров от Бреста.
0 комментариев
Anonymous User
10.08.2011 в 19:58aleks_na_bugie
10.08.2011 в 19:58ИМХО такая деревня, последний этап разложения селянства, начатый большевиками.
Такие деревни надо бы хорошенько задокументировать, чтоб потом показывать на лекциях студентам разных специальностей. Как предостережение.
—————————
А я вот планирую возвращаться на землю предков. Помня, какими они были, все больше внутри себя считаю предательством — свалить за бугор, как планировал раньше. Простые, порядочные, я бы даже сказал — красивые люди, выживавшие в тяжелейших условиях, растивших детей гроздьями. Неужели все ради того, чтоб я отправился куда глаза глядят?
Жду вот момента вернуться и не знаю, что из этого выйдет ).
Рад за автора, что вас это беспокоит ).
Александр
10.08.2011 в 20:02Кстати, уважаемая Анастасия, предложите командировать себя на ту сторону Буга на денек-другой. Сравните, с фотиком в руках…и поделитесь вашими впечатлениями ).
chytach
10.08.2011 в 20:55правільная журналістыка. Браво і біс, снварадам можна ў тую варонку яшчэ, там многа граняў. Прыклад: як танна пабудавацца ў горадзе. Частка адказу: купіць пару зрубаў у паміраючых вёсках, якіх у Камянецкім раёне каля 60…
Благодарный сельский читатель
11.08.2011 в 00:08Эдакая невидаль заложена в смысле первых пяти слов! А в городе результат процесса старения из-за суеты городской жизни менее открыт взору? Лавочки у подъезда пусты? Подразумевается «оригинальность» начала повествования. Госпожа Гурина явно не интересовалась среднестатистическим количеством человек с подобным образом жизни (игра в карты под рюмку), проживающих в отдельной из «пятиэтажек» города? Соотнести бы – вдруг их не намного меньше, чем в деревне умершей бабушки?
Воровство велосипедов в сельской местности – это всего лишь «классика жанра» (при нынешних-то ценах на велосипед, равно как и на водку). В городе не перестали пользоваться приспособлением «цепь-замок» при парковке того же велосипеда до сих пор.
К возврату темы «о подъезде»…Исключен случай того, что в вашем подъезде сын пьет на пенсию матери?
«Многие стали инвалидами после серьезного отравления спиртом»…Явно случаев не наберется десяток (здесь слово «многие» было бы уместно, как результат некоего процентного соотношения). Похвально было бы ваше старание заняться на благо общества расследовательской журналистской деятельностью – посетите адреса в городе, где дети гонят самогон.
Тема колхозной муки в собачьей миске – это тема, простите, не цыган, а бесхозяйственности в отдельно взятом государственном коллективном хозяйстве. Жаль, не уделили время заглянуть в уютный кабинет председателя сельского Совета с целью поведать, насколько и почему крепко запираются на ночь старики…
Последний абзац поверг в ужас. Я живу в селе. Назвать сельскую местность “отстойником” достаточно “патриотично” со стороны автора, а ведь это уголок нашей Беларуси, где колосится хлеб, идет страда…Жаль, не взглянули на зерноток, не удосужились искать позитив “в отстойнике”.
Не задумывались – а может быть, в контексте зарисовок зрелого хлеба портрет “опухшего лица” был бы более красочным для “ахающего” читателя, коего вы ищете?
А хлеба-то собирают в этом селе, вами названном отстойником? С недавних пор у пивного ларька в городе отсутствует вид “припухлого лица”? В завершение – смоделированная ситуация – по приезду в город в очереди в универсаме мне в затылок дышит некто “перегаром” – это ли повод для меня именовать весь микрорайон отстойником?.. Вопрос риторический.
Валька Бухая
11.08.2011 в 23:07ну что вы такое пішіте? У нас все квітнее государство для народа..а вы? НЕхорошо, а еўе інтелегентные люді!
Aleksandr
12.08.2011 в 15:06Благодарный сельский читатель 00:08 — 11.08.2011
==========А теперь, с карандашиком в руке, перечитайте еще раз и попытайтесь оспорить ХОТЬ ОДИН ФАКТ из приведеных автором. Во_первых, Настя описала конкретную деревню, т, что видела и знает.==========Вы хотите экстраполировать на город и говорите, что в городе не меньше пьянства? Посчитаем: если в околицах одной деревни (пусть это будет сто человек) умирают пятеро, то, по вашей логике, в городе (300 000 населения) должно умирать от отравления спиртом 15 000 (пятнадцать тысяч)
========Страда, говорите? Не скажете, сколько она длится? Сколько дней \»собирают хлеба\» И сколько человек. в ваших любимых процентах от населения деревни, это делают?
Бывший сельский читатель
14.08.2011 в 21:43Мой комментарий для «благодарного сельского читателя».
Советую перечитать статью. Большая часть вашей тирады посвящена тому, что пьют не только в деревнях. Все правильно, автор и не утверждал обратное. В статье описано то, что деревни пустеют…. и большей частью уезжает не худшая часть их жителей. И что в итоге? Итог — это явно наблюдаемая деградация наших деревень, которая очень заметна на фоне городов. Почему? Да пьют и в городах много, и на лавочках возле подъезда и во многих других местах…. Но неужели вы будете спорить с тем что если банально прикинуть процент пьющего населения в деревне и в городе, то результат будет не в пользу деревни? Да, есть деревни с относительно стабильными хозяйствами, в них все выглядит более благополучно. Но факт остается фактом — в каждом районе множество вымирающих деревень. И именно их наличие отражает общее состояние сельской жизни.