В пятьдесят человек может быть ослом, не будучи оптимистом, но не может быть оптимистом, не будучи ослом. Марк ТВЕН
Поскольку Народные сходы – это в полной мере легитимное общественное мероприятие, основанное на Законе Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях», действующем с 12 июля 2000 года. Иное дело, что до сей поры этот, по самой сути своей демократичный закон, использовался лишь Александром Лукашенко, в урочный час созывавшим свои Всенародные собрания в канун очередных президентских выборов, поскольку согласно закону созвать Республиканское собрание может лишь президент Республики Беларусь.
А вот созвать местные собрания того или иного уровня могут и сами граждане — при том условии, что они соберут не менее 10% подписей от числа проживающих в одном городе, поселке, микрорайоне, квартале, доме и т.д. А сие означает, что закон образцово демократичен касательно процедуры созыва местных собраний.
Более того, в соответствии с тем же Законом «О республиканских и местных собраниях» не нужно специального разрешения местных структур власти, как это требуется при организации митингов, пикетов, шествий, а Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» не распространяется на подготовку и проведение местных собраний.
Но, тем не менее, для проведения Народных сходов будут максимально использоваться те места, которые власти определили для проведения митингов, а представители местных властных структур не только будут уведомлены о месте и времени проведения Народных сходов, но и приглашены на них с правом совещательного голоса.
Вместе с тем, как информировал один из руководителей оргкомитета по проведению Народных сходов, председатель профсоюза РЭП Геннадий Федынич, поступил ряд предложений от творческих коллективов в качестве спонсорской помощи провести в ряде городов бесплатные концерты для участников Народных сходов. А вот для этого уже потребуется не только согласование с властями, но и их помощь. Тем более что Народные сходы, по замыслу их организаторов, следует рассматривать как первый шаг к диалогу с властью, а отнюдь не к конфронтации.
И это, пожалуй, самое разумное с учетом нынешних трудных времен для наших граждан и страны в целом, которое требует взвешенных решений, согласованных с представителями гражданского общества. Ведь только при таком раскладе реально может появиться достаточно прочный мостик доверия между представителями властных структур всех уровней и гражданами многострадального Отечества нашего.
По утверждению Федынича, волонтеры, занимающиеся сегодня сбором подписей, даже с учетом того, что около 30% квартир им не открывают (преимущественно потому, что их хозяева пребывают в отпуске или на дачах), получают в каждом доме 20-25% подписей. В настоящее время организационные комитеты в 17 городах уже определились с местами проведения Народных сходов, что дает основание полагать, что в этих городах уже собраны необходимые проценты подписей.
Более детальная картина всей ситуации станет известна к 23 сентября. Это дата, до которой в соответствии с Законом «О республиканских и местных собраниях» граждане должны быть информированы, где и в какое время состоятся Народные сходы. Тот факт, что законопослушным белорусским гражданам приходится долго и терпеливо объяснять их права на проведение Народных сходов без специального на это разрешения властей, вполне понятен по причине невысокого уровня их правовых знаний и отсутствия практики правоприменения этого закона.
Как несомненный факт и то, что и в силовых структурах, и в исполнительно-распорядительных органах наблюдаются весьма существенные пробелы со знанием этого закона. Причину тому, как мне кажется, надо усматривать как в сознательном нежелании знать суть самого этого закона, с одной стороны, так и в том же отсутствии практики его правоприменения – с другой. А посему напрашивается ученый вывод, что как граждане Отечества нашего, так и его власти должны быть одинаково заинтересованы в осознании законности проведения Народных сходов.
Ведь имеются факты (хоть и единичные) незаконного изъятия информационных материалов, посвященных проведению Народных сходов (якобы на экспертизу). Отмечен и гораздо более вопиющий случай – распространение в славном городе Волковыске листовок о намерении провести Народные сходы и об их законности обернулось для организаторов штрафом в 20 базовых величин. Соль в том, что тамошний суд приравнял распространение информационных материалов к несанкционированным пикетам. В результате оргкомитет по проведению Народных сходов занят теперь решением дилеммы: обусловлено ли это низким профессионализмом тамошнего судьи или это «очередное недоразумение» вызвано рудиментами процветавшего некогда в наших умах и в жизни «телефонного права»?
«Я еще раз хочу отметить, что Народные сходы – это не политическая акция оппозиции. Это широкая гражданская инициатива по участию в обсуждении и решении судьбоносных проблем, волнующих всех и каждого. Нам не нужна имитация переговорных процессов, когда властью будут назначены «от имени народа» лица для участия в переговорах. Этот театр абсурда мы уже проходили (Общественно-консультативный консультативный совет при Администрации президента). Уполномоченные вести переговоры с властью должны быть облечены доверием рядовых граждан, и это как раз должно быть в интересах действующей власти. Кто будут эти люди – пусть решают Народные сходы. Поэтому власти, если они заинтересованы в стабильности общества, должны идти на контакт с инициаторами Народных сходов и содействовать их проведению в рамках Закона «О республиканских и местных собраниях», а также обеспечить совместно с инициаторами должную безопасность и порядок своих граждан. Если действительно существующая власть для народа, а не народ для власти», — сказал Геннадий Федынич.
Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республикт Беларусь Михаил Пастухов по этому поводу пояснил: «Да, в соответствии с положением Конституции Республики Беларусь именно народ осуществляет свою власть. Как непосредственно, так и через правительственные и другие органы (ст.3). Для реализации народных инициатив 12 июля 2000 года был принят закон «О республиканских и местных собраниях». В нем подробно урегулирован порядок проведения республиканских собраний; что же касается местных собраний, то здесь предусматриваются минимальные требования: так, указывается, что «местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10% граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории». При этом инициативная группа по организации собраний может созываться самими гражданами (ст.11).То есть закон «открывает дверь» местным инициативам по любым вопросам. И никто не должен препятствовать выражению воли народа. Более того, власти должны принимать все доступные меры для реализации гражданами этого права. Предполагается, что на местном уровне должны быть определены места, где граждане могут обсуждать свои насущные вопросы. В этом случае Закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 года должен «отдыхать», конечно, если инициаторами собрания не нарушается общественный порядок и не высказываются призывы к свержению действующей власти. Я считаю, что инициаторы Народных собраний имеют полное право воспользоваться действующим законодательством».
Ответить