Как известно, автобусная маршрутная сеть сегодня связывает центр города со всеми его микрорайонами. По итогам мониторинга пассажиропотока, проведенного в мае текущего года БелНИИТ «Транстехника», автобусный парк каждый день в среднем перевозит около 110 тысяч пассажиров – жителей и гостей нашего города. При этом возрастает спрос и ответственность за соблюдение графиков движения транспорта, поддержание качества и культуры обслуживания.
Конечно, нареканий со стороны горожан по-прежнему немало, и скрывать это мы не намерены. В часы «пик» телефоны диспетчерской службы и директора парка буквально не умолкают. Однако звонки пассажиров далеко не всегда сопряжены с критикой или жалобами, есть конструктивные предложения, пожелания, реже – слышна и благодарность.
Проблем, стоящих перед автопарком, сегодня много. И в первую очередь – это проблема финансовая. Вообще-то она комплексная и сказывается на всех сферах деятельности предприятия — от содержания и ремонта подвижного состава до укомплектования штата водителей и достойного уровня их заработной платы.
Надо признать, что, несмотря на принимаемые меры, наш автобусный парк находится в весьма сложном финансовом положении. Один характерный пример: лишь 56% расходов парк покрывает собственными доходами. Правда, в нынешнем году эти доходы выросли на 15,5%, но расходы еще больше – на 37%. К сожалению, субсидии, выделяемые из городского бюджета, не в состоянии возместить все непокрытые затраты – возможности бюджета в известном смысле тоже ограничены. Вот и получается, что круг проблем замкнулся: нет достаточно средств – нет качественной работы транспорта, нет работы транспорта – нет финансовой отдачи.
Однако получается, что при всей тяжести накопившихся проблем финансовую ситуацию зачастую усугубляют… сами пассажиры. Речь в данном случае не о традиционных «зайцах», которые, избегая контролеров, предпочитают не платить за проезд. В последнее время в городе, к сожалению, наблюдается печальное явление – массовая передача талонов при выходе из салонов автобусов или троллейбусов. Часть пассажиров уже традиционно принимает участие в такой передаче, протягивая руки за заветным талончиком, другие – являются случайными её участниками.
Кого же, получатся, они обманывают? Транспортников, чьими услугами пользуются? Конечно. У себя в автопарке мы прикинули: ежемесячно наши потери составляют примерно 60-80 млн. рублей из-за того, что немало пассажиров сомнительным образом «экономят», занимаясь незаконной передачей талонов из рук в руки.
А ведь они, если вдуматься, обманывают самих себя. Не будет нормальной оплаты за проезд – не хватит у автопарка средств, чтобы обеспечить такое же нормальное функционирование общественного транспорта. В конечном счете все обернется бумерангом для пассажиров и новоявленных «зайцев», которые, идя на ухищрения, вставляют финансовые «палки» в колеса городского транспорта. Кому это выгодно? Уверен – никому! Так что, прежде чем передавать или принимать из чужих рук использованный талон, не забывайте о том, что на обмане далеко не уедешь. Рано или поздно за все придется расплачиваться.
Игорь ЛОБОДА, начальник планово-экономического отдела автопарка №1 г. Бреста
0 комментариев
Anonymous User
27.10.2011 в 10:38Олег
27.10.2011 в 10:38Один мой знакомый \»не молодой закоренелый заяц\» говорит:\»Меня государство так обманывало и обманывает, что я должен хоть как то отыграться!\» Действительно замкнутый круг.
Да мы не богатый народ. И зачем дальше самих себя обкрадывать. Чтобы стать ещё беднее?!
Diman
02.11.2011 в 23:18Пассажир своим талончиком приобретает право на проезд до конца маршрута и по своему усмотрению может уступить это право родственникам, друзьям и любому другому лицу. Гражданский Кодекс и законы РБ не запрещают это.
Называть это «зайцами» и т.д. глупо. Представьте, что ваши родители не дают вам ни копейки, только потому что это их личная зарплата.
Одним словом, не в этом надо искать спасение автобусникам, которые решили разжиться за счет того, что не все пассажиры до конца маршрута едут. Ведь смеются над ними!! Еще больше в азарт входят. Еще гляди назло до конца маршрута станут ездить.
TETRIS
08.11.2011 в 17:47Diman, ты забыл еще про месячные проездные. Их тоже нельзя видно передавать. А то целыми семьями по ним разезжают, а автопарк бедствует!