Читатели постарше, должно быть, прекрасно помнят замечательную традицию Центрального телевидения транслировать по понедельникам перед программой «Время» классический балет. Я, знаете ли, обеими руками «за» возрождение таких трансляций. А то ведь все равно – политики у нас нет, да и ну ее, эту политику! С экономикой тоже все хорошо, сами знаете. Так что очень хочется балета! «Щелкунчик», там, только упаси Боже, не в 3D, или, например, «Лебединое озеро». А то все футбол да футбол – па-де-де с мячом по кочкам, мат-перемат в партере и мордобой на галерке. А как представишь себя в смокинге, галстук-бабочка, с бокалом шампанского, женщины кругом в вечерних туалетах, красивая музыка, и на сцене красивые мужчины и женщины летают и порхают, летают и порхают. Аж дух захватывает, до чего красиво! И на душе такое, знаете ли, блаженство и аристократизм. Великое дело – балет по понедельникам.
Это я к тому, господа, что, оказывается, рождались в нашем городе люди, добившиеся в искусстве классического балета, где, как известно, конкуренция чрезвычайно высока, мирового признания и выступавшие на лучших сценах мира.
Танцы на руинах
Жизнь многих звезд мирового искусства покрыта тайнами и овеяна легендами. Тем более такого вида искусства, как классический балет. Оно и понятно: конкуренция крайне жесткая, завистников и «доброжелателей» пруд пруди – и все, как пел Высоцкий, «стремятся в примы-балерины». Немудрено, что многие артисты желают всячески оградить свою жизнь от посягательств любопытствующей галерки. И информацию о жизни таких людей приходится собирать по крупицам.
Войцех Веселовский родился в Бресте-над-Бугом 11 октября 1939 года. Судя по всему, отец его был офицером польской армии. По воспоминаниям школьного друга Войцеха – Ежи Войцика – мать воспитывала сына одна, а отец, вероятно, был одним из тех, чья нить жизни обрвалась в Катыни. (Говорить об этом в те времена не полагалось.) Мать и сын в конце Второй мировой войны перебрались в Варшаву, где снимали маленькую комнату на улице Вавель. Войцех с детства рос очень способным мальчиком. В школе, на протяжении всех лет учебы, был лучшим учеником в классе.
Любовь к музыке и танцам привил мальчику школьный учитель музыки. Он организовывал музыкальные спектакли, в которых Войцех был одним из лучших. И в 1952 году его отобрали в балетную школу в Варшаве.
Через четыре года, окончив балетную школу, Войцех Веселовский поступает в труппу Большого театра в Варшаве. Уже через два года он исполнял первые партии практически во всех постановках.
Одаренные люди всегда жаждут самосовершенствования. Войцех Веселовский не был исключением. В 1961 году он едет в Ленинград, где в течение двух лет стажируется в хореографическом училище имени А. Я. Вагановой. Результаты не замедлили себя ждать. В следующем по окончании стажировки 1964 году, на Первом международном конкурсе балета в Варне, Войцех Веселовский получил серебряную медаль. Но это еще цветочки! Ягодкой было то, что его заметил и пригласил к себе в труппу Морис Бежар, один из крупнейших хореографов XX века. Грех было отказываться. Но тогда, в 1964-м, Варшава и Брюссель были как две разные планеты.
«Даешь фанфары, лавры и цветы!»
И все же… Невероятно, но факт! В 1966 году польские власти принимают беспрецедентное решение и отпускают первую звезду польского балета за рубеж. Русским танцовщикам для того, чтобы выступать на лучших сценах мира, нужно было стать «отщепенцами», «безродными космополитами» — короче говоря, «невозвращенцами». Вспомним хотя бы Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова и Александра Годунова.
С первых же спектаклей в труппе Мориса Бежара «Балет XX века» о Войцехе Веселовском заговорила вся мировая пресса. Когда же через несколько лет «Балет XX века» приехал на гастроли в Варшаву, публика неистовствовала, провожая артиста длительными овациями, а критика захлебывалась в восторге, отмечая безупречную технику и разработанные до мельчайших подробностей движения.
Такой бешеный успех, однако, не вскружил ему голову. По воспоминаниям людей, близко его знавших, Войцех Веселовский оставался очень скромным человеком и настоящим трудоголиком. Он вечно находился в творческом поиске, постоянно что-то придумывал и экспериментировал. И ему постоянно хотелось чего-то нового. В 1971 году Войцех Веселовский переходит в труппу другого, не менее знаменитого хореографа – Ролана Пети.
Но и здесь, в Марселе, у Ролана Пети, он продержался менее двух лет. Ему нужно было бросить новый вызов судьбе. И Войцех Веселовский отправляется в Америку, в Бостон, где собрались на то время, может быть, величайшие звезды мирового балета. Прежде всего, это великий хореограф Джордж Баланчин и танцовщик Михаил Барышников. Семь лет, с 1972 по 1979 год, Войцех Веселовский был первым солистом Бостонского балета. Он танцевал практически весь классический репертуар и современные неоклассические балеты.
Уйти на пике славы
К сожалению, на пике славы и в расцвете сил Войцех Веселовский вынужден был уйти из балета по состоянию здоровья. Ему было всего 40 лет. Но и после завершения карьеры, на протяжении дарованных ему 16-ти лет жизни, он продолжал заниматься любимым делом и искусством. В каких только балетных школах по всему миру он не преподавал: в Каннах и Антверпене, Базеле и Западном Берлине, Гамбурге и Рио-де-Жанейро. На основе своих методик он написал книгу о преподавании классического балета. А незадолго до смерти на польском телевидении вышел фильм Збигнева Дягиля с его участием «Я не люблю зеркала». Проведя большую часть жизни за рубежом, он вернулся в Польшу и год работал балетмейстером Польского национального балета.
Умер Войцех Веселовский 24 ноября 1995 года в Варшаве. С 1997 года в Гданьске проводится Национальный конкурс танца имени Войцеха Веселовского.
Ответить