Вот вам еще один пример беззаветной преданности искусству — человек, который всю свою долгую жизнь посвятил изучению жизни и творческого наследия великого польского композитора Фридерика Шопена. Ее часто сравнивают с Людвигом Когелем, который собрал и систематизировал все сочинения Моцарта. То же, что сделал великий немецкий ученый для Моцарта, сделала и Кристина Кобылянска для Шопена.
Источники путаются в дате ее рождения. По одним данным, она родилась 6 августа 1922 года, по другим – 6 августа 1925-го. В чем источники не расходятся, так это в месте рождения – Брест-над-Бугом.
Она окончила Варшавскую консерваторию по классу фортепиано, но, видимо, трезво оценивая свои возможности как исполнителя, решила пойти в науку и получила образование музыковеда в Варшавском университете.
На протяжении пятнадцати лет, с 1951 по 1966 год, она работала в Обществе Фридерика Шопена и была одним из руководителей музея этого общества в Кракове. Затем в течение нескольких лет возглавляла Научный центр исследований по творческому наследию Шопена, который тесно сотрудничал с аналогичным французским центром.
А дальше Кристина Кобылянска, видимо, решила отойти от всех представительских функций, коими являются эти руководящие посты, и сосредоточиться исключительно на научной и исследовательской работе.
Главным итогом ее деятельности стал двухтомный каталог, который и по сей день является самым полным собранием произведений Шопена. Этот двухтомник переиздавался не только на польском, но и на английском, французском и немецком языках. Кроме того, Кристина Кобылянска собрала и издала в 1972 году всю семейную переписку Шопена, а также переписку композитора с Жорж Санд. Это собрание писем двух великих людей своей эпохи увидело свет в Лондоне в 1981 году.
Кроме этих больших и фундаментальных трудов перу исследовательницы принадлежит множество статей, рецензий, так или иначе связанных с жизнью, творчеством и окружением композитора.
Умерла Кристина Кобылянска 30 января 2009 года и похоронена в Варшаве.
Ответить