Снижение реальных доходов заставляет сегодня многих из нас отдавать своё предпочтение не такси или маршруткам, а городскому общественному транспорту. Объективная статистика свидетельствует: количество пассажиров, перевезенных автопарком на городских маршрутах, за девять месяцев текущего года выросло на 6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в октябре процент прироста этого показателя составил уже 7,3%. При этом следует помнить, что даже за кажущимся небольшим приростом в абсолютном измерении ежедневно стоят десятки тысяч «новых» пассажиров, а в пересчёте на календарный месяц – сотни тысяч.
Мне припомнились слова одного из героев фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих»: «Железная дорога – это точность, это комфорт, это чистота». Не знаю, как сегодня решают проблему точности графиков движения наши коллеги-железнодорожники, но автобусному парку г. Бреста здесь гордиться пока нечем: каждый четвёртый автобусный рейс проходит с отклонениями от графика движения.
Конечно, анализируя причины сбоя или срыва графиков, необходимо учитывать непростую ситуацию на дорогах города (особенно в часы «пик»): автомобильные пробки, дорожно-ремонтные работы, отчасти шлагбаумы железных дорог и т. д. Однако обстоятельства – обстоятельствами, но за ритмичность работы транспорта – всегда спрос особый. И мы это понимаем. Думается, при комплексном решении данной проблемы лучше видны внутренние резервы автопарка. Что имеется в виду? В настоящее время мы, по сути, определили новую стратегию в «больном» вопросе соблюдения графиков движения. Сделано это в рамках рекомендаций, разработанных БелНИИТ «Транстехника», и намеченные перемены будем осваивать в несколько этапов.
На первом этапе, начиная с 1 ноября, предусмотрена оптимизация ряда городских автобусных маршрутов, сокращение числа рейсов и введение новых графиков движения. Императивным принципом тут является не количественный, а качественный подход: пусть рейсов будет несколько меньше, но графики движения оставшихся автобусов будут гарантированы техническим потенциалом автопарка.
Второй этап призван мобилизовать человеческий потенциал предприятия.
С 1 декабря текущего года в автопарке будут произведены существенные изменения условий премирования водителей городской колонны. Прежде всего, акцент делается на значительном повышении процента премирования за соблюдение графиков движения: процент премии возрастает с существующих 20% до 90%(!) от тарифной ставки водителя. По прогнозным расчётам, в среднем данный вид премии займет в общей структуре заработной платы водителя не менее четверти суммы всех начислений. По мнению руководства автопарка, столь значительное материальное поощрение должно послужить весомым стимулом соблюдения пунктуальности движения на маршруте.
Кроме того, задействована спутниковая система АСДУ, позволяющая диспетчеру парка сканировать и контролировать ситуацию на всех городских маршрутах. В автоматическом режиме фиксируется соблюдение графиков на конечных и промежуточных (контрольных) остановочных пунктах, что в конечном счете влияет и на размер премирования добросовестно работающих водителей.
Теперь при выезде из парка каждый водитель автобуса сверяет свои часы с электронным датчиком времени центрального компьютера диспетчерской. Надеемся, в самом ближайшем будущем работа нашего транспорта позволит синхронизировать с этим датчиком точного времени часы всех наших пассажиров.
Игорь ЛОБОДА, начальник планово-экономического отдела АП№1 г. Бреста
Ответить