Лето 1979 года. Загнанный, измученный, больной Высоцкий стоит перед выбором: ехать в Париж к Марине Влади и в наркологическую клинику или отправиться в Узбекистан, где его ждут поклонники и КГБ, раскручивающий дело о «левых» концертах. Естественно, он выбирает второе, ибо только так и может жить – на разрыв. В Бухаре между концертами Высоцкий переживает клиническую смерть. Апофеозом ленты является рождение стихотворения «Мой черный человек в костюме сером». Сквозной темой фильма, снятого Петром Бусловым по сценарию сына Высоцкого – Никиты, проходит педалируемая в последнее время тема наркозависимости поэта и актера.
Не знаю, верно ли я угадал мессэдж авторов фильма, но параллели напрашиваются сами собой. Конец семидесятых XX века и наши нулевые. Жара, удушающая атмосфера, в которой любое слово произносится с трудом. Всесильный КГБ. (Чего стоит, например, сцена, в которой два полковника этого ведомства – московский и местный — посреди пустыни решают судьбу поэта!) Только так в этих условиях можно остаться человеком и творить – живя на разрыв, на полную катушку. Переживая клиническую смерть, чудо воскрешения, герой спасает друга, любимую, даже в гэбэшнике задевает человеческие струнки и на взлете самолета и вдохновения пишет новое стихотворение. Впереди еще год жизни.
Уже много сказано о трех составляющих главного персонажа – актера, грима и компьютерной обработки. Повторяться не буду. Интересно и то, что фильм связан с Брестом. Во-первых, некоторые, самые масштабные по численности, сцены были сняты в брестском аэропорту, да и одна из главных в фильме – разговор Высоцкого с гэбэшником – тоже. А во-вторых, одним из непосредственных участников на съемочной площадке был брестчанин, работавший не так давно режиссером Брестского театра драмы, живущий ныне в Москве, Роман Гапанюк. Нам удалось с ним связаться и задать несколько вопросов.
— Роман, я догадываюсь, что и ты не ответишь на вопрос, кто же все-таки сыграл главную роль. Скажи хотя бы, почему такая таинственность?
— На самом деле ответ на этот вопрос известен и прост (усмехается). Сама таинственность связана с пиар-кампанией – в Интернет постоянно вбрасываются слухи о том, что Высоцкого сыграл то Вдовиченков, то Безруков, то сам Никита, то вообще какой-то неизвестный актер. Это подогревает интерес зрителей к фильму и желание самому на него сходить и убедиться в своих догадках.
— Какая атмосфера была на съемочной площадке? Был ли этот «высоцкий» надрыв или все делалось строго по плану?
— Работалось сложно. Сами съемки в Москве попали в жару и смог. В Узбекистане тоже бывало нелегко. Так что Беларусь осталась приятным воспоминанием, хотя и в брестском аэропорту были свои сложности. Да и те, кто поработал в кино, знают – легких съемок не бывает. Особенно – если проект костюмно-исторический. Кстати, совсем недавно пересекся с художником по свету, работавшим на «Высоцком», так он сказал, что в Беларуси (2 смены в Минске и 6 в Бресте) группе работалось легче всего.
— Чья работа произвела на тебя наибольшее впечатление? И, вообще, как сам считаешь – фильм получился?
— Режиссер Петр Буслов, оператор Игорь Гринякин и, конечно, продюсерская команда – Стас Довжик, Николай Попов и Алексей Кублицкий. Поясню на одном примере. Момент прилета и отлета Высоцкого в фильме занимает несколько минут. Кадры в самолете и выхода из самолета снимались на некогда секретном военном аэродроме (на том же, где когда-то снимали «Экипаж» Александр Митта и группа «Тату» клип «Нас не догонят»). Регистрация, проход через аэропорт и выход из него – в Бресте. Остальное – в Узбекистане и в павильонах в Москве. Можно себе представить все эти перемещения и организацию работы всей съемочной группы. Сам фильм еще не видел, некогда было, но посмотрю обязательно.
— Роман, ты уже работал в режиссерской группе на фильме «Брестская крепость», теперь на картине «Высоцкий». Когда приступишь к съемкам собственного фильма?
— Свое кино я уже снял. Сейчас работаю для телевидения. Редактировал, писал сценарии и снимал блок сцен и серий для 40-серийного «Говорит полиция», снял 1 серию сериала «Отдел собственной безопасности» и комедийную 4-серийку «Понаехали тут» — в нем судьба свела меня с другой брестчанкой Еленой Воробей. Работать с ней было весело и приятно. Сейчас тружусь над проектом для телеканала ТНТ, но выйдет он только 2013 году. Также мы пишем сценарий для полнометражной картины, которую надеемся запустить будущей весной. Сейчас на канале НТВ идет сериал «Пятницкий» — там я сыграл в нескольких сериях.
Пользуясь случаем, хочу передать привет и поблагодарить тех, кто работал и помогал в Бресте на съемках и «Брестской крепости», и «Высоцкого», — Альберта Пашко, Дениса Сороку, Сашу Азаренко, Виктора Любчука, Юру Мурина, Лёню Герасимчука, Людмилу Загуру, Виктора Острецова, Сашу Агапова и многих других. Они очень помогли нам на съемках.
— Спасибо, Роман, что нашел время ответить на наши вопросы. И — творческих успехов!
Фото — http://www.okino.ua/
0 комментариев
Anonymous User
12.12.2011 в 18:53Сергей Безруков.
12.12.2011 в 18:53Братцы, да я это снялся в роли Володи Высоцкого!
И тайны-загадушки никакой нет.