По стиральной доске
Желающих посетить Ковель было много, но ближе к поездке у всех нашлись неотложные дела, потому наш минивенистый «Ситроен» идет порожняком.
– Еще бы! – ворчу я, вставая по зову будильника в три часа ночи. – Кому охота тянуться по темноте и холоду, торчать на границе три часа, а потом еще рыскать день по рынкам и магазинам.
Напророчила! На границе с Украиной, куда прибываем в 4.45, нам, действительно, приходится торчать три часа. Причем только час занимают белорусский контроль и таможня, остальное время безжалостно тратится на досмотр со стороны соседей.
Правда, я не особо ощущаю неудобства ожидания – закутавшись в одеяло поверх осеннего пальто, дремлю на переднем сиденье в ожидании рассвета и хоть какого-то солнца.
Но солнце в это субботнее утро решило полениться и не разгонять назойливые серые тучи, а проснуться мне помогает украинская «стиральная доска» – именно так можно охарактеризовать дорогу на Ковель.
К слову, я бы посоветовала картографам ввести определенное обозначение на подобные дороги, чтобы водители, собираясь в гости к соседям, надежнее приваривали к авто глушители. Помню, в нашу первую поездку в Крым он отвалился от автомобиля прямо посреди Украины, не выдержав тряски по «стиральной доске».
Здесь можно снимать кино
В 8.30 мы уже въезжаем в городок Ковель, который в прошлом году отметил свое 700-летие. Старинное местечко, с памятниками архитектуры – церквями и костелами, которые очень даже вписываются в город – современным его никак не назовешь. Проезжаем по сонным улочкам частного сектора, через районы приземистых «пятиэтажек» с потертой облицовкой и спутниковыми антеннами (цивилизация!). Интересно, куда же помещается 68 тысяч населения городка? Здесь только несколько девятиэтажных домов –в центре и на окраине в районе «Сельмаша». К слову, когда-то Ковель был заметным промышленным центром: здесь работали заводы сельскохозяйственных машин, моноотделочный, крахмальный, ветсанзавод, несколько фабрик и комбинатов. Но сегодня большинство предприятий закрыты либо переживают не лучшие дотационные времена, а основным направлением жизнедеятельности города является сельское хозяйство (благо, у многих свои земельные участки), торговля (включает и два больших рынка) и обслуживание железной дороги. Здесь сходятся 6 ж/д веток.
Между прочим, первая железная дорога через Ковель была проложена в 1873 году по направлению Киев – Брест.
Мы подъезжаем к железнодорожному вокзалу, который был сооружен в 1907 году по проекту известного архитектора Александра Вербицкого. С высоты на нас взирает старый локомотив, гордый тем, что его выкрасили яркой зеленой краской, отчего он стал свежее и моложе, чего не скажешь о самой привокзальной площади. На ней можно смело снимать кино 30-40-х годов, причем без «грима», только убрать современные такси и товарищей, которые взимают плату за стоянку, в робах с оранжевыми полосками-фликерами,.
У меня создалось такое впечатление, что на Украине все подрабатывают парковщиками – где ни станешь, сразу вырастает дядечка со словами «Три гривны». Платим «таксу» за совершенно не оборудованную стоянку и отправляемся на Привокзальный рынок.
Наша санитарная служба закрыла бы его, сделав всего лишь пару шагов. Жестяные обшарпанные навесы, выщербленный асфальт под ногами, покрытые плесенью деревянные столы – все это вызывает чувство, что торговая жизнь в Ковеле остановилась на 90-х годах. И рынок совсем пустой, с несколькими «порубленными» манекенами: головами в шапках, торсами в куртках и ногами в колготах.
Оказалось! Мы забыли, что время на Украине теперь «тормозит» на час, и продавцы только-только приезжают на рабочие места. Так что через час рынок становится гораздо веселее: всю серость и антисанитарию закрывает разнообразный товар. Он везде: на стенах, козырьках, на земле и столах. Красноречивый «суржик» (смесь украинского и русского языков) из уст торговок придает шопингу особый смак. В первой же палатке мы «отбиваем» солярку, затраченную на поездку, на теплых легинсах и носках – они в 2-2,5 раза дешевле, чем у нас. Настроение сразу поднимается, несмотря то, что мороз -6 и северный ветер стараются его опустить все ниже и ниже.
Брестская улица, по городу идем…
На выходе из Привокзального рынка замечаем бабулек с белорусским ассортиментом: сгущенка, тушенка, масло сливочное, молоко. Похоже, наш товар здесь пользуется спросом, судя по очереди покупателей. Конечно, он на порядок дороже продается, чем у нас, – в этом же смысл торговли, но дешевле, чем в ковельских магазинах. Молочная продукция с логотипом «Савушкин продукт», которую мы обнаружили чуть позже в гастрономе, предлагается, например, от 10-11 гривен за литр.
К обеду разыгрывается нешуточный аппетит – еще бы! Столько протопать по свежему воздуху! Заглядываем в вокзальную кафешку. Наша санслужба тоже бы закрыла ее «с первого взгляда», хотя посетителей отсутствие санитарии явно не смущает. А мы решаем все-таки отобедать в проверенном месте – правильно, на автозаправке.
– Все есть, а меню нету, – рапортует нам бойкая хохлушка-буфетчица. – Отбивная за 12 гривен, поджарка мясная за 17, пюре, салат из капустки, борщ со щавля. Кофе будете? Натуральный – за пять гривен.
Не знаю, насколько «наварилась» на нас девушка (меню ведь нет – настоящая цена неизвестна), но обслужила культурно, быстро, а заодно рассказала много полезной информации. Например, что в гипермаркет возле заправки лучше не идти – там ассортимент с рынка, только гораздо дороже. А если хочещь что-нибудь качественное найти – то лучше на Брестский рынок заехать, там товары подороже, чем на Привокзальном, но лучше, и разнообразия больше.
Так что следующим пунктом нашего посещения становится рынок по улице Брестской.
Здесь нас встречает, действительно, разнообразный ассортимент, кожаная обувь и первый снег. Посиневшая от мороза в своем осеннем пальтишке, я моментально натягиваю на себя все покупки: теплые носки, легинсы и рыжие польские сапожки. Последние сторговали за 630 (!) гривен. У нас же польская зимняя обувь от миллиона двести «пляшет».
Полкилометра ожидания
В 14.50 по белорусскому времени мы уже стоим на украинской границе. Перед нами очередь упирается в горизонт, а за нами буквально за час собирается точно такая же – уходящая в небо с другой стороны. И мне сразу хочется жить в Шенгене или чтобы, на крайний случай, Украина вошла в Таможенный союз.
Чего только не увидишь за полкилометра ожидания! Вот сосед выходит из авто, в руках – связка разной ерунды (флажки, ленточки, бантики). Он идет от машины к машине, предлагая свой нехитрый ассортимент. Другой сосед, передвигаясь в очереди, постоянно толкает свою легковушку, кряхтя, как перегруженный бурлак на Волге. О, да тут таких «толкателей» – большинство!
– Это бензинщики, – констатирует на обочине дядечка с сигаретой. – Топливо в баках вывозят на Украину, а назад вот толкать машины приходится. Они лишь пару литров оставляют, чтобы доехать до первой же белорусской заправки.
Нетрудно подсчитать, что на разнице цены на топливо можно заработать 200-300 тысяч белорусских рублей за один раз (на Украине топливо в среднем 9,5 гривны за литр). Ну что ж, эти деньги можно потратить на покупку постельного белья (200 гривен), 3 пары джинсов по 100 гривен или демисезонные сапожки из кожзаменителя.
Вообще, отмечаю, что мужчинам ожидание дается трудно. Кроме как выйти покурить и «до ветру», они больше ничего придумать не могут. Я же за три часа ожидания (поняла, это такая временная такса на границе) умудряюсь сделать кучу дел: привести в порядок ногти (неделю не могла заняться маникюром), поправить макияж, 2 раза примерить все обновки, съесть полкило мандаринов (по 12 гривен – не жалко, это ж не по 20 тысяч наших рублей) и написать этот репортаж.
P.S. Как стало известно, в тот же день, когда мы путешествовали в Ковель, на границе с Украиной белорусские таможенники задержали женщину, которая пыталась провезти в машине 200 пачек сливочного масла. Так что у каждого по ту сторону свой интерес…
Утеплиться в Ковеле можно за:
Пуховик женский – 800 гривен
Сапоги зимние кожаные – 630 гривен
Перчатки кожаные теплые – 125 гривен
Вязаная шапка – 40 гривен
Теплые легинсы – 35 гривен
Утепленные джинсы – 140 гривен.
Продукты на рынке:
Масло подсолнечное – 15 гривен за литр
Окорочка куриные – 22 гривны за кг
Колбасы – от 56 гривен, сырокопченые – от 75 гривен
Кофе «Lavazza» молотый – 30 гривен за пачку 250 гр
Орехи грецкие чищенные – 60 гривен за кг
Банковский курс: 1 гривна – 1050-1100 белорусских рублей.
0 комментариев
Anonymous User
06.01.2012 в 23:08Нина
06.01.2012 в 23:08Спасибо автору за толковую статью.За искренность, непредвзятость и информационную насыщенность.
Редкое, кстати, явление по данной тематике.
Хахол
11.01.2012 в 20:56Стоило из такого прекрасного далека ехать в какой-то Ковель.Сиди в своей Бульбении и пей свое радиоактивное малако и нефуй шастать по нашим стиральным доскам