Статистика запаздывает
Точные цифры за прошлый год мы узнаем где-то в феврале, поэтому приходится оперировать теми, что стали известны в декабре. Итак…
Беларусь в январе-октябре 2011 года экспортировала в РФ около 97 тысяч легковых автомобилей на сумму порядка 1,12 миллиарда долларов, согласно предварительным данным таможенной статистики. С чем же это было связано?
Дело в том, что экспорт автомобилей из Беларуси в РФ стал возможен с началом функционирования Таможенного союза (ТС) Беларуси, России и Казахстана и отменой в связи с этим Россией заградительных пошлин на ввозимые из стран ТС автомобили.
Вот и возник интерес к приобретению покупателями из России и Казахстана новых автомобилей у белорусских автодилеров. Интерес в том, что в Беларуси НДС исчисляется с разницы между ценой продажи и покупки автомобиля юрлицом, в то время как в РФ он исчисляется со всей стоимости автомобиля.
Ну и другой фактор — в первой половине 2011 года без доплаты разницы в пошлинах российские граждане могли ввозить купленные у белорусов автомобили, поступившие в Беларусь до 1 января 2010 года и соответствующие классу «Евро-4». С 1 июля 2011 года в Беларуси действуют единые для ТС ставки таможенных пошлин на импортные автомобили.
Вот и первое предположение: в России и Казахстане — свои автопроизводители, практически неизбежное единство в исчислении НДС будет установлено, выгода продавать наши машины столь сложным образом будет ликвидирована.
Прибыль автосервисам
Уже есть предварительные цифры по импорту легковых автомобилей. В Беларуси в январе-октябре 2011 года импорт вырос в 1,7 раза по сравнению с показателем января-октября 2010 года — до 271,1 тысячи единиц; в денежном выражении импорт увеличился в 2,4 раза — до 2,407 миллиардов долларов. И что же это за машины?
Это были машины на ходу, но далеко не новые. По сути, белорусы вообще и брестчане в частности воспользовались возможностью обновить свой личный автопарк. Отличие от первой волны автомобилизации в том, что очень много машин с электроникой более свежего исполнения.
Увы, все машины требуют обслуживания и ремонта. В 90-е мы столкнулись с бурным ростом «гаражных» мастерских. Автосервисов не хватало, фирменные еще только пробивали дорогу, каждый специалист, способный разобраться с двигателем, был на вес золота.
Сейчас вырисовывается другая картина: для диагностики неисправностей нужны специальные стенды, компьютерные программы. Они довольно дороги, далеко не каждый автосервис их может себе позволить — например, «BOSH» в Бресте имеет только два сертифицированных центра. Однако, когда забарахлит турбодизель недавних лет выпуска – никуда не денешься.
В этом, возможно, вторая тенденция – больше денег придется тратить автовладельцам на техобслуживание.
Нужны деньги
С этой тенденцией спорить никто не станет. Достигли ли мы дна кризиса, начали ли выползать из него – споры идут. О чем спора нет, так это о том, что государство будет изыскивать всевозможные способы для пополнения бюджета.
Будет и цена бензина повышаться, будут увеличиваться различные тарифы. За что – а какая разница? Главное, что будут. Наверняка и контрольным органам напомнят, что бюджет надо пополнять и штрафами. Забавную вещь услышал от продавца в автомагазине:
— Пришел контроль, и стали проверять, есть ли на прилавках 80% отечественных запчастей…
Смешно, конечно… Однако законный повод для штрафа. Вот такой прогноз – будут брать деньги, зашивайте карманы…
В общем, с наступившим 2012 годом!
Ответить