Зачин перешел в апогей
Событие, которое произошло в полдень в Брестской крепости, не было пропечатано в фестивальной программе, но стало его отправной точкой. Именно на святой земле цитадели, обожженной войной, пожелал исполнить «Мессу», посвященную защитникам Брестской крепости, хор «Кантатрикс» из голландского города Кувордена, с которым подружился Брест и его музыкальное общество. Это сочинение написал композитор и дирижер хора Хойте Прейксма, проникшийся сопереживанием к героям брестской твердыни духа.
Вначале выступление голландского хора предполагалось в Художественном музее – бывших крепостных казармах, где прекрасная архитектоника анфиладных залов, украшенных картинами.
Однако побывав в Свято-Николаевском храме-памятнике, пострадавшем в Великую Отечественную войну, голландцы поняли, что их «Месса» органичнее всего прозвучит именно в нём.
И двинулись с нотами в храм, где художественному руководителю фестиваля Лилии Батыревой вместе с композитором и дирижером Хойте Прейксма удалось убедить настоятеля о. Николая в благой цели своего выступления.
Голландский хор расположился перед алтарём храма, за наряженной ёлкой, — и «Месса» зазвучала. Это проникновенное пение нельзя было слушать без волнения: в нем сплелись трагедия и мука, жертвенность и просветление, любовь и надежда.
В паузах хористы перестраивались – и пение продолжалось, а когда в завершение вокалисты расположились группами по периметру храма, их вокальную гармонию принял церковный купол, словно соединив ее с небом.
Те брестчане, кто в это время присутствовал в Свято-Николаевской церкви, восхищённо говорили «спасибо!» голландцам на всех языках, а настоятель о. Николай, поблагодарив гостей за «Мессу», передал им в дар художественный календарь на 2012 год с видом 160-летнего храма-памятника – каждому из 30 хористов.
Вечером этого же дня хор «Кантатрикс» дал концерт духовной музыки в брестском костёле Воздвиженья святого Креста, и, по отзывам меломанов, это стало ярким событием в музыкальной жизни города.
Те, кто побывал в костёле днём на концерте современной органной музыки, и среди них автор данного репортажа, также получили незабываемые впечатления.
Лауреат международных конкурсов, композитор Дариуш Пшыбыльски (Варшава, Польша) представил органное прочтение гомеровской «Одиссеи». Музыкальные картины предварялись гекзаметрами о странствиях античного героя, которые читала актриса Брестского театра драмы Тамара Левчук. А следом накатывались волны органа, под руками композитора-исполнителя превращаясь то в морской шторм, то в пение сирен, то в сражения ахейских мужей, то в вещий голос Афины Паллады. Современные средства музыкальной выразительности прекрасно соединились с древнегреческой бессмертной поэзией.
Вечер рождественских подарков
Торжественное открытие фестиваля состоялось 9 января, на Святки, в большом зале Брестского академического театра драмы. Губернатор Брестчины Константин Сумар пожелал участникам «мира, тепла, семейного благополучия, душевного спокойствия, которое нам даёт такой фестиваль, как «Январские музыкальные вечера», тесно связанный с Рождеством». И объявил фестиваль открытым. Приятным моментом на торжестве стало вручение правительственной награды основателю и дирижеру камерного оркестра Брестской областной филармонии Александру Мартыненко.
А далее руководящую палочку взял в руки дирижер симфонического оркестра РБ, Народный артист Беларуси Александр Анисимов. Радостная музыка Глинки усилила ощущение праздника, как и появление на сцене похожей на снежный цветок юной солистки-скрипачки Моне Хаттори из Страны восходящего солнца. Хрупкие руки японской девочки чарующе владели скрипкой. Следом случился первый рождественский сюрприз – на сцену вышел наставник японской скрипачки, Народный артист России, профессор Захар Брон, иполнив «Цыганку» Равеля – и это стало украшением «Январских вечеров».
Голландский хор «Кантатрикс», днем раньше поразив своим пением в храме Брестской крепости, в театре исполнил фрагмент «Мессы», посвященной ее защитникам , закончив своё выступление джазовой композицией.
Второе отделение первого из «Январских вечеров» прошло под знаком Народного артиста Грузии и СССР, солиста Большого театра России Зураба Соткилавы – в сопровождении оркестра народных инструментов Могилевской областной филармонии под управлением Николая Алданова, нашего земляка.
Золотой тенор мировой оперы преподнёс брестской публике ещё один рождественский сюрприз – вывел на сцену и представил свою ученицу Марину Начкебия, студентку Московской консерватории. Мэтр задушевно и страстно пел романсы и народные песни, русские и итальянские, соло, а также в дуэте с очаровательной Мариной. Зураб Соткилава сделал подарок и своим землякам в зале, спев а капелла грузинскую мелодию. Финалом его выступления стал романс «Ямщик, не гони лошадей», к исполнению которого артист привлёк весь зал.
От губернатора Константира Сумара на сцену вынесли корзину с цветами, выступавшим вручили дипломы – вечер удался. Следующие вечера фестиваля, помимо заявленных в афише выступлений звезд музыкального небосклона, наверняка принесут свои рождественский подарки.
Фото Миланы Харитоновой
Ответить