Как показывает анализ, значительная часть смертельного и тяжелого травматизма произошла не только по вине работодателей, но и в связи с грубыми нарушениями трудовой и производственной дисциплины, допущенными самими потерпевшими. Очевиден тот факт, что нахождение работника в нетрезвом состоянии и выполнение им работ с повышенной опасностью — вещи абсолютно несовместимые. При алкогольном опьянении у работника снижается чувство опасности, он перестает её вовремя распознавать, проявляет неоправданный риск, выполняя ту или иную работу. Ни опыт, ни профессиональная подготовка в таком случае не могут его выручить и исключить риск травмирования.
Так, 15 декабря 2011г. на площадке отстоя троллейбусов диспетчерского пункта «Дворец спорта «Виктория» произошел смертельный несчастный случай со слесарем-электриком КУТП «Троллейбусный парк». Погиб опытный работник, имевший высокую квалификацию, отработавший на предприятии по данной профессии более 21 года. Как такое могло случиться?
В ходе специального расследования выяснилось, что при эксплуатации троллейбуса водитель сообщила диспетчеру о неисправности ходовой педали. По информации диспетчера, мастер службы подвижного состава организовал ремонт троллейбуса непосредственно на линии, направив для этого на площадку отстоя троллейбусов двух слесарей- электриков.
Прибыв по вызову и не убедившись, что троллейбус отключен от электрической сети, они приступили к ремонту. Один из них, присев на корточки, фонариком освещал место проведения ремонта под рамой троллейбуса, а другой, положив на асфальт спинку от сидения, лег на нее под переднюю часть троллейбуса и пытался заменить поврежденную пружину на ходовой педали. Неожиданно троллейбус резко тронулся и начал самопроизвольное, неуправляемое движение вперед, при котором правым колесом переехал противооткатный упор, заранее подложенный под колесо водителем троллейбуса, и, изменив направление движения, повернул вправо. При этом левым задним колесом он наехал на лежащего под колесами работника, нанеся ему смертельные повреждения. При дальнейшем движении троллейбуса произошел сход токоприемников с контактной линии, что повлекло отключение электропитания и его остановку.
Страшно осознавать, что бездушная масса металла, совершив неуправляемое движение, убила человека. На иждивении у работника была несовершеннолетняя дочь. Теперь о ней должны позаботиться родные и государство. Ведь любой смертельный несчастный случай приносит не только горе и несчастье, но и существенные экономические потери.
Да, несчастный случай — это роковое стечение обстоятельств. Однако ЧП обычно происходит, когда складывается определенная комбинация причин. Основной причиной, как правило, является та, исключение которой устраняет все последующие причины.
Расследованием установлено, что ответственным должностным лицом троллейбус был выпущен на линию с неисправным выключателем цепей управления — замком зажигания, который был исключен из электрической схемы управления троллейбусом. Совершив простое действие — вынув ключ из замка зажигания — водитель могла отключить цепи управления троллейбусом, что исключало его движение. Но данная техническая неисправность полностью лишила её этой возможности.
Кроме того, ремонт, организованный другим должностным лицом, был непосредственно на линии, вне гаражных условий с наличием осмотровой канавы, что не допускается нормативными требованиями. Также установлено, что покидая кабину троллейбуса, водитель не выполнила требования инструкции по охране труда, не отключила включатель аккумуляторной батареи, автоматический включатель силовой цепи тягового электродвигателя, не поставила реверсор контроллера управления в нейтральное положение, не сняла токоприемники. Отключение любого из указанных приборов полностью устраняло возможность самопроизвольного движения троллейбуса.
Выяснилась и такая деталь: сам потерпевший, находившийся в состоянии алкогольного опьянения средней степени, приступил к ремонту троллейбуса, не проверив отключение его от электрической сети. Тем самым налицо проявление самонадеянности и грубое нарушение требования трудовой и производственной дисциплины.
Юридическая оценка действиям должностных лиц и работников предприятия будет дана следственными органами. Но уже сейчас очевиден тот факт, что в КУТП «Троллейбусный парк» требуется активизировать работу по укреплению трудовой дисциплины и обеспечить должный контроль за соблюдением работниками элементарных требований инструкций по охране труда.
Василий БАЦУК,
зам. начальника отдела Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда
Бацук В.В. 231391
Ответить