Слышала собственными ушами
Недавно вернувшаяся в родной город, который покинула девчушкой, Татьяна Николаевна Лазеба вспоминает далекие годы:
– Когда была ребенком лет десяти, слышала от дедушки, что где-то в году так 1949-м они решили посмотреть, куда ведут подземные ходы Бреста. А он до войны работал в Брестской крепости, на строительстве укреплений, местность и окрестности знал хорошо. Углубились они, по его словам, из подвалов Брестского вокзала. Долго шли, потом заплутали. Вышли на поверхность только через три дня…в 15 километрах от города.
Вроде бы шли в восточном направлении, добавляет Татьяна Лазеба. Там форты есть, даже улица Фортечная. Так может тот ход и был восточной разводкой по фортам?
— Я это теперь, взрослым разумом, оцениваю как интересное, — говорит Татьяна Николаевна.— Жалею, что не записала подробностей. А тогда ведь как – в одно ухо влетело, в другое…
Мнение специалистов
Комментируя эту историю, сотрудник городского музея Сергей Быцкевич заметил, что “калі казаць пра горад, дык такое малаверагодна, але падземныя фартыфікацыі ў крэпасці не здзівілі б гісторыка”.
Научный сотрудник Музея обороны Брестской крепости Елена Грицук показала мне Казематный план крепости 1850 года: подземные ходы не обозначены. «Но ведь это информация, которую было бы уместно утаить, оставив только на отдельном плане, предназначенном для очень узкого круга лиц». Вспомнился научному работнику и разговор с покойным настоятелем православного Свято-Никольского храма. Тот упоминал о возможности пройти под землей с Цитадели в форт Гаврилова. А это ведь под Мухавцем!!!
В самой церкви разговора у меня не получилось. Мол, не мог он такого говорить. Но оставим пока мотивы такой категоричности на уровне догадок.
А вот третье мнение специалиста. Автор буклета о Бресте, историк архитектуры Ирина Лавровская высказала мало оптимизма, что касаемо подземного Бреста. Хотя почти наверняка был только подземный ход от вокзала к гостинице «Буг», отметила Ирина Борисовна. В период между «освобождением» 1939 года и «вероломным нападением» немцев в 1941 году строили очень много фортификаций. В первую очередь старались обезопасить штабы. Все это сопровождалось абсолютной секретностью, которая так характерна тоталитарным режимам. Страх замыкает рты намертво. Поэтому – почему бы и нет? Особенно если такой тоннель был построен еще до большевиков, и его осталось только подновить?
Под вокзалом
Есть музей и в железнодорожном вокзале. Его хранитель Савва Тихонович Шпудейко заинтересовался темой.
Историк-энтузиаст показал две размытые фотографии. “Есть в подвалах две железные трубы. Под уклоном уходят в сторону Брестской крепости. Но обшивка в ветхом состоянии. И они метров через 15 закрыты кладкой”.
Разговорились о популярных для нас в последние годы подтоплениях. Нет, говорит Савва Тихонович, вокзал если и подтопляет, то это из ветхих водопроводных и прочих труб. Грунтовой воды нет. А почему – показали измерения, проведенные при обустройстве Московской стороны вокзала. Кроме того что нашли царскую стенку – тупичок, куда ставили царский поезд, – путем пробных бурений установили: вокзал покоится на глиняной подушке толщиной 18 метров. В ширину она 10 метров.
Вода здесь была, продолжает знающий музейщик. Гитлеровцы наливали ее в 1941-м, чтобы вытеснить засевших там наших солдат и милиционеров. Ее откачали во время ремонта, который завершили в 1952 году. Проектная документация должна храниться в Киеве в одном из проектных институтов.
Савва Тихонович согласился отреставрировать фотографии уникальных тоннелей. Администрация дала напрокат робу и провожатого. Спецовка и в самом деле понадобилась: под вокзалом узко, пыльно и паутинно. Кроме того, метра на полтора подвал засыпан песком и всякого рода строительным мусором. Вероятно, чтобы окончательно осушить.
Обе интересные гофрированные железные трубы, которые куда-то ведут
( на фото), очевидно, послевоенного происхождения. Но успели местами насквозь проржаветь. Так что на что-то большее, чем фото, я не решился. Да и разрешения не было.
Пешком в историю
Теперь вокзал ремонтируют. В инженерной службе сказали, что весь грунт из подвальной части будут извлекать, чтобы освободить место для сферы обслуживания пассажиров. Бары, игровые комнаты…
Археологи и историки здесь уже были. Даже стены простукивали. Нашли чайник и пару ложек.
Но теперь-то шанс больший, особенно в плане открытия подземного движения. Ведь рано или поздно автовокзал перенесут поближе к железнодорожному. Вполне закономерное логистическое решение. А там и тоннель понадобится. И вдруг окажется – он уже есть!
Ничуть не хуже, если трубы из-под вокзала ведут в Брестскую крепость (до нее по прямой какой-то километр). Ведь каково читать жалобы туристов из Москвы: мол, в вечернее время от вокзала до Мемориала не добраться! А тут – проходишь, закинув в монетоприемник российские, европейские, американские монеты, – неважно, вопрос технический – и пожалуйте, через километр благоустроенной прогулки с прокатом электрических фонариков, покупкой буклетов, значков, появлением скелета “Потревоженный берестеец” и его трансформацией в экскурсовода – выходим в Мемориале! Москвичи могут облачиться в форму и сыграть в войну русских с австрияками, поляков и немцев, поляков и русских, красноармейцев и фашистов… Украинцам можно одеться в форму солдат армии УНР (были интернированы здесь в 1920-е годы). Полешуки могут проследовать до места тюрьмы, где их концентрировали для отправки в ГУЛАГ (из Бреста запланировано было отправить 4 эшелона, успели один). Тюрьма (построенная еще около 1850 года как пересыльная для отправки в Варшавский Централ – сведения И. Лавровской) стояла на Северном острове, а через речку напротив, в кольцевой казарме жили ее охранники — батальон войск НКВД.
В общем, кому сахарную косточку, а кому и хрящик, кому войнушку, а кому память. Главное — это будет настоящее путешествие в историю, с развертыванием на месте событий. При профессиональном подходе это сулит городу фантастические деньги.
В плане реализации идеи придумывать ничего нет необходимости. Первый мост через Буг в Берестье в ХVI столетии построил, с разрешения городской Рады, еврей Мойша (Кандыбович?). Мост был разводной, с паромной переправой (свидетельство И.Лавровской). Вложив в постройку все сбережения, Мойша получил право взимать мыто. В результате все были довольны.
Но сегодня единственный вариант, когда все будут недовольны, – это если не вернуть историческое свое. Или хотя бы не попробовать.
Так что, за дело, господа-товарищи?
0 комментариев
Anonymous User
30.01.2012 в 19:45вольф
30.01.2012 в 19:45а почему бы и нет? Если вместо очередного Дворца спорта произвести работы и начать проект.А там…
Альфред
06.02.2012 в 14:08Бред полнейший….Все вас в мистику тянет. Нет и не было ходов или хода их крепости.
Адольф
09.02.2012 в 16:06Ход есть! Ходили с другом Бенедикто по нему в начале 40-х и фотографировались на память.
qui prodest
10.02.2012 в 23:58так пришлите фото! Не дайте народу Бреста засохнуть. (постановочные пометьте, скам, печатью отдела юмора. Если исделаете креативно, бум просить редактора опубликовать, — но уже на последней, извините, странице))))
Бородаченков Дмитрий - Брестский диггер
13.02.2012 в 01:35Облазил я в свое время со своей же диггерской группой этот вокзал вдоль и поперек… Нет там ходов.. а если и были, то засыпаны/замурованы.. Труба эта, что на фото, заканчивается слева тупиком, трогать ее опасно, проржавела вся.. Чайник нашли тоже мы.. есть фото.. и вообще, есть большая моя статья об этом в интернете.. и фильм документальный, который мы сняли совместно с Витебским АТН.. «Возвращение памяти» называется.. тоже есть в инете.. Намеки на ходы есть, в сторону Свято-Николаевской церкви, что около автовокзала.. Про план Крепости научный сотрудник юлит.. планы то есть, но не на всех указаны нижние ярусы.. Пример из моего опыта: редюит на Госпитальном острове тоже не имел никаких подвалов по схемам, однако, методом научного тыка и с разрешения собственников сооружения вскрыли мы там широкий и большой подвал.. под всем зданием проходящий.. Один только ход по схемам есть, от Крепости в форт «Граф Берг» (ныне мясокомбинат), облазили и его.. не нашли.. периодически подобные статьи в нашей прессе возникают под видом «Сенсация! разоблачение!» некоторые догадываются выложить инфу с фамилиями.. а эти фамилии потом Кабинет Главных Бухгалтеров на «беседы» в интимной обстановке тягает.. Вокзал — это поистине грандиозный памятник! туристам просто было бы интересно побывать в тех подвалах, в которых и оборона была наравне с Крепостью в 41-ом,, лучше бы, как и во времена Российской империи, сделали бы внизу зал ожидания… было бы интереснее.. а если еще и в аутентичном стиле.. Идей куча, есть люди, которые эти идеи генерируют, но им очень сложно пробиться сквозь толстую кожу чиновничества.. вот и получается так, что брусчатку реальную с Советской отправляют на дачные дорожки, а улицу закладывают плиткой тротуарной сомнительной культурной ценности, или ворота Тереспольские укладывают «трилинкой» с польских дорожек Северного острова.. а про «возврат во времена Российской империи» и окрашивание Холмских ворот в белую краску, причудливо-уродливого» качества — это вообще, без комментариев!!! «Отцы властьимущие», обращайте, пожалуйста, внимание на мнения и работу тех энтузиастов, которые, пусть не сидят в разных проектных бюро, но любят свой город, его историю.. и собирают ее по крупицам, могущие оказать посильную, но неоценимую помощь в реставрации нашего Бреста! И ПЕРЕСТАНЬТЕ УНИЧТОЖАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА!!! Потомки вам за это спасибо не скажут!
Станислав
09.05.2012 в 16:27Разговаривал с покойным отцом Игорем настоятелем храма Брестской крепости и он сказал что под храмом есть три уровня подземных ходов но где входы в них неизвестно. Эти данные есть в документах самого храма по ним и восстаналивали его!!!
Инквизитор
13.05.2012 в 17:52Станислав, говорить с покойными — грех. Нельзя духов вызывать.
Андрей
20.05.2012 в 21:07В северном городке, возле центра занятости, там сейчас частные фирмы. На первом этаже пол сбивал отбойником. Вскрыли тоннель. Не лазили. Тоннель был на пол метра затоплен водой. Форма не трубы а прямоугольный. Не широкий, ширина примерно 1,5-2 метра.
андрею
23.05.2012 в 01:57Андрей, отбейте пж номер дома или хотя бы более точно. что за он один: бывшая казарма, бокс около бывшей заправки…Силикатный тот, что около самого Центра? Бо что угодно там в округе кроме вашего тоннеля. И спасибо за интерес
Seolnas
08.01.2013 в 18:02В Крепости творится какая то вакханалия, а название ей — ПРЕДАТЕЛЬСТВО,самое страшное что разрушают памятники и перекрашивают(я про КК) и плитку перекладывают не фашисты из СД которые с гитлером адольфом просто жаждали что бы славяне забыли свою культуру и историю, а уничтожают- свои же с кем «через» улицу живёшь,мне кажется что то надо радикальное делать.(объяснять людишкам недоразвитым что такое хорошо, а что такое плохо) .Просто в капиталистическом строе произошла подмена человеческих ценностей ценностей.Примерно так.
djkjlz-51
21.07.2013 в 15:58это же такая приманка для туристов и городу доход