Действительно, перед Новым годом облисполком принял решение (№ 1231 от 22 декабря 2011 года), которым введены новые повышающие коэффициенты к ставкам арендной платы за один квадратный метр торговых мест на рынках и в торговых центрах государственной и частной форм собственности. Он действует с 24 декабря 2011 года, с момента опубликования этого решения в газете «Заря».
Надо признать, что нововведения поражают своей «чересполосицей». Даже в пределах одного рынка «Центральный» амплитуда коэффициентов торговых объектов колеблется от 2,94 до 7,56 – в зависимости от их местонахождения и ассортимента товаров. Естественно, на крытом рынке они выше, чем на открытой площадке. Но и тут, и там разница солидная для субъектов хозяйствования.
К примеру, для тех, кто продаёт импортные овощи и фрукты, коэффициент равен 3,99; кто продаёт мороженую и солёную рыбу с холодильных витрин — 5,08; колбасу, цыплят, окорочки – 5,86; мясо – 7,56. Странно, что на открытой площадке, где на торговых рядах условия одинаковые, торговцы импортными семенами, цветами, овощами и фруктами должны платить за 1 кв. метр площади арендную ставку, умноженную на повышающий коэффициент 3,99, а те, торгует макаронными изделиями, майонезом и сухофруктами – 6,94. «Металлисты», осевшие на втором этаже, платят за свои места с учётом коэффициента 5,26.
Для одних объектов торгового центра «Корона» применяется коэффициент 5,7, а для других аж 13 (!), но для торгового объекта № 19 почему-то в 10 раз меньше. Для рынка «Строительный рай», что на южной окраине города, повышающие коэффициенты разнятся от 2,87 до 6,73. И, наоборот, на других рынках они единые для всех торговых мест. Например, для торгового центра «Ваш выбор» Интуриста — 4,4714, для Брестского авторынка – 1,75; для рынка «Старый город» — 1,72.
Скажем прямо: предприниматели считают, что повышающий коэффициент подразумевает выгодное местоположение рынка и наличие определённых удобств. Но, к примеру, на авторынке, который находится на восточной окраине города над Бугом, некоторые ИП арендуют лишь куски земли по пять «квадратов», где они за свой счёт поставили торговые павильоны. Интересно, о чём думали чиновники и председатели советов индивидуальных предпринимателей рынков, призванных защищать своих коллег, когда ставили свои подписи под такими «несоразмерными» размерами арендной платы?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ШТРИХ
Мы попросили прокомментировать этот вопрос заместителя начальника управления предпринимательства облисполкома Сергея Юркевича,
который пояснил, что данное решение готовилось на основе предложений собственников рынков и торговых центров, их администраций. К тому же повышающие коэффициенты согласовывались с соответствующими советами предпринимателей. Обычно они применяются там, где рентабельность низкая или отрицательная, где затраты превышают выручку. При этом учитывались ставки арендной платы, площадь торговых мест, их рентабельность. Сергей Юркевич также отметил, что разница коэффициентов напрямую зависит от ассортимента товаров, имеющих разные товарообороты, выручку и прибыль.
— Как Вы думаете, почему в список рынков, где применяются повышающие коэффициенты, не попали такие как «ЦУМ», «Ковалёво», «Солнечный»?
— Значит, в данном случае собственников этих рынков устраивает уровень их рентабельности, и они не обращались с предложениями о введении повышающих коэффициентов. Законодательство ведь предписывает получать на торговых объектах не ниже 30% рентабельности. Тогда за счёт собственных и заёмных средств можно производить их развитие и реконструкцию, вести капремонт.
Ясно одно: теперь удорожание своих торговых мест юридические лица и предприниматели вынуждены будут заложить в цены реализуемых товаров и услуг, которые, естественно, поднимутся.
Ответить