«Что, уже три тысячи?» – вопрошали брестчане, рассчитываясь за проезд утром минувшей субботы. «Да», – уточнял водитель авто. Пассажиры лезли в свои нетолстые кошельки и доставали недостающие пятьсот рублей.
Новая стоимость проезда стала актуальной 11 февраля, повысить ее решил совет, в который входят организации, занимающиеся данным видом перевозок. Самостоятельно устанавливать цены на свои услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам экспрессного сообщения, позволил своим решением от 26 октября 2011 Брестский облисполком. Этим правом перевозчик воспользовался уже дважды, увеличив цену на проезд на 40%. А вообще это пятое подорожание за последние одиннадцать месяцев. В марте — с 1.200 до 1.500, в июле — до 1.580 рублей, в августе — до 2.000, в ноябре — до 2.500 рублей. И вот новое подорожание – февральское, до 3.000 рублей.
Стоимость проезда в автобусах и троллейбусах пока осталась прежней: 1.100 в киосках и у кондукторов и на сто рублей выше, если покупаешь талон у водителя. Конечно, до польских цен нам еще далеко, в той же Бялой Подляске билет, купленный у водителя, стоит 6 злотых (примерно 15 тысяч). Но нам далеко до польских зарплат. Впрочем, нет сомнений, что в скором времени автобусный и троллейбусный парки будут вынуждены поднять цены на свои услуги. Поскольку с экономическими законами не поспоришь. Аналитики ждут нового подъема стоимостей этой весной. Рост цен на проезд в маршрутках можно оценить как его начало. Ведь тарифы на проезд в таксичках выросли во всех областных городах Беларуси: в Минске до 5 тысяч, Гомеле до 3.500, в Гродно и в Бресте до 3 тысяч рублей. Ниже пока лишь на востоке страны: в Могилеве и Витебске проезд стоит 2.500.
«Эта цена – 3.000 – реальная, но она не приносит ощутимого дохода, – сетует водитель оной из маршруток. — За смену если 200 человек провезешь, то 100 тысяч выходит «навара». Ничего это не дает. А на заправку тратишь 260-270 тысяч при таких морозах. Встаешь в два-три часа ночи, прогреваешь, чтобы вовремя выехать на линию».
Брестчане отреагировали на подорожание спокойно, по крайней мере, внешне. Таксички в выходные пустыми не ездили. Правда, немало и тех пассажиров, кто остался стоять на остановке. К примеру, женщина-пенсионерка рассказала нам, что теперь ей маршрутное такси не по карману: «Подорожание это неожиданно, а для пенсионеров вообще ужасно. Очень дорого, поэтому покупаю общий проездной билет. И сейчас стою, жду автобус. Правда, долго очень стою».
Дорого! – такой итог наших бесед со всеми, кто в это морозное утро стоял на остановке общественного транспорта. Но как бы там ни было, потерять большинство клиентов перевозчики не боятся. Кажется, наши земляки готовы платить за поездку и три тысячи, а когда придет время — и пять. Ехать же нужно.
Ответить