А всё начиналось несколько лет назад с отмены «профилей» и «уклонов» в гимназиях и школах, а вместе с ними и пресловутых «предметов эстетического направления». Школы перестали быть «театральными» и «музыкально-хореографическими», а уроки превратились в факультативы по выбору – замечательный повод их не посещать. А, может, это и к лучшему? Может, и правда, что несчастные перегруженные детки обрели, наконец, возможность избавиться от «лишних» уроков? Ну что ж, попробуем разобраться.
Во-первых, на что тратится время учащегося средней образовательной школы? На пять уроков в день с 8 до 12.45, плюс час-полтора дома на выполнение домашнего задания, если, конечно, взять за образец «хорошиста». А что в оставшееся время? Правильно, компьютер! Причём, не каждому родителю удаётся победить «железного друга» в ночное время. Кое-кто дружит с ним и до 5-ти утра. И занимается далеко не программированием и подготовкой домашних заданий по информатике! Результат: хронический недосып, нарушение осанки, ожирение как следствие малоподвижного образа жизни и неправильного питания (за компом борща не похлебаешь!), неуверенность в себе, неумение общаться со сверстниками за пределами социальных сетей и…тройка по информатике, несмотря на то, что он же «всё знает!»
-Но есть же спортивные секции, музыкальные школы, — скажете вы. Есть! Но много ли их в вашем городе? А в вашем микрорайоне? А по карману ли вам занятия вашего ребёнка? И уверены ли вы в профессионализме тренеров-педагогов студий-однодневок? И нужна ли вашему ребёнку нагрузка будущего чемпиона или суперзвезды? А ведь всё было так просто: в родной школе тебя учили и петь, и рисовать, и танцевать, и играть на сцене, и держать в руках музыкальный инструмент… «Каннская пальмовая ветвь» никому не грозила, но страха перед публикой уже не было и во взрослой жизни, да и на собственной свадьбе можно было танцевать ВАЛЬС, а не просто переминаться с ноги не ногу!
Конечно, родители, которым небезразлична судьба их ребёнка, знают: чем больше он загружен, тем больше успевает. Это аксиома (случаи перегибов мы не рассматриваем). Такой подход воспитывает в детях умение рационально распоряжаться своим временем, учит соблюдать определённый режим, быть ответственным за себя и свои поступки. Другой вопрос: хотят ли этого сами дети? Ответ предельно честен: не всегда. Человек по природе своей ленив. И мотивация должна быть невероятная, чтобы согнать его с дивана, оторвать от компьютера… Тем не менее, даже при переводе уроков в форму факультативов, без оценок и системы поощрений-порицаний, дети продолжают посещать эти занятия! И многие с большим удовольствием – ведь теперь они делают это просто потому, что любят, а не за то, что получают «10» или «1»! А ещё, возможно, это их первый самостоятельный выбор…
Есть и ещё один, самый печальный аспект данного вопроса: а надо ли это государству? Надо ли держать «армию учителей, которые ничего не производят» (дословная цитата одного из чиновников)? Нужна ли в школах «культура» и «эстетика», когда бюджет и так не резиновый? А как шикарно звучит версия, что при принятии «Кодекса об образовании» депутаты просто ЗАБЫЛИ об общеэстетических дисциплинах! Видимо, и общество должно забыть. Забыть и переключиться на другие увлечения, доступные каждому и пополняющие кассы ларьков и магазинов, а с ними и пресловутый бюджет. А вот подростки туманного Альбиона всё прошлое лето демонстрировали миру свой вариант свободного времяпрепровождения: оказывается, дорогущие машинки неплохо горят, а стеклянные витрины клёво бьются!
А ведь, заметьте, интеллигенция не лезет на баррикады и не громит улицы. В своем большинстве интеллигенты априори неконфликтные люди. Им свойственно созерцать и создавать, творить и созидать, приумножая красоту в этом мире. А разрушать и уничтожать всё это желающие всегда найдутся.
Одна из коллег на днях позвонила со слезами: «Наш директор уже распродаёт музыкальные инструменты и готовит перепланировку кабинетов для индивидуальных занятий…»
Вам приказано хоронить нас заживо? Что ж, мы уйдём. Но отомстят за нас ВАШИ внуки.
Татьяна КУРНИЦ, педагог, г.Брест
Ответить