Александр Лукашенко недавно во всеуслышание заявил во время доклада ему главы Нацбанка, что включать печатающий денежные купюры станок в ближайшее время не планируется. Надо бы благословить это его разумное решение всеобщим «одобрямсом». Но уже 15 февраля белорусский премьер Михаил Мясникович однозначно потребовал от отечественного Минфина полноценно задействовать функции неподотчетного Нацбанку субъекта хозяйствования в банковской сфере. В данном случае речь идет о созданном (в том числе и по рекомендации покидающего благословенные белорусские пределы Международного валютного фонда) Банка развития, вынужденного функционировать нынче лишь в режиме расчетно-кассового центра.
Что до премьерского выражения «полноценно задействовать функции», то не вызывает никакого сомнения, что речь идет о возобновлении полного кредитования госсектора белорусской экономики и финансировании замороженных в 2011 году государственных программ. Ведь если задуматься, то именно для этого – вброса в топку отечественной экономики ничем не обеспеченных денег, не затрудняясь при этом выполнением банковских показателей и нормативов, не заботясь о рейтингах и прочих, чуждых нашей дивной социально-ориентированной экономике пустяках, по премьерскому разумению и предназначен Банк развития.
Ведь своим поручением белорусский премьер фактически передал Минфину РБ все полномочия эмиссионного центра, тем самым освободив Нацбанк от части его очень ответственных и неудобных для банковского регулятора прямых обязанностей. Не вызывает никакого сомнения и то обстоятельство, что такая руководящая рокировка будет положительно воспринята и в Нацбанке, которому больше не придется выслушивать упреки за чрезмерное увлечение печатным станком, поскольку все нарекания теперь будут адресованы Минфину. Несомненно и то, что ничем не обеспеченные деньги существенно усилят инфляционное давление на валютный рынок страны, что, весьма вероятно, неминуемо приведет к очередному инфляционному витку.
Поэтому в умах отечественных финансистов господствует опасение, что как только на полную мощность в Отечестве нашем заработает Банк развития, ситуация в банковском секторе страны может одномоментно ухудшиться как минимум на порядок. Только вся драма в том, что такой явный риск нынешнее министерское сословие особенно не заботит, — гораздо важнее, им кажется, как можно скорее запустить Банк развития.
Но если словесность премьера Мясниковича, присутствовавшего на коллегии Минфина 15 февраля, в общих чертах сводится к благопожеланию: «Ну включите же, наконец, печатный станок», то глава Минфина Андрей Харковец заверил журналистскую братию в том, что жесткая денежно-кредитная политика будет полностью сохранена в Беларуси в 2012 году. «В 2012 году, — сказал Харковец, — сохранится жесткая денежно-кредитная политика, предполагающая прекращение эмиссионной поддержки банков со стороны Национального банка, будут использоваться лишь стандартные инструменты их ликвидности».
Он подчеркнул, что процентные ставки по этим инструментам будут поддерживаться на положительном уровне и снижаться с учетом соответствующей динамики инфляции. Тем самым будет исключена иждивенческая практика обращений в Национальный банк за избирательной поддержкой отдельных регионов и проектов, которая была широко распространена до недавнего времени.
Более того: бюджетно-налоговая система будет также подчинена достижению целей экономической политики путем создания дополнительных налоговых стимулов, роста экономики и инвестиций. В 2012 году с этой целью снижена налоговая нагрузка на прибыль предприятий с 24% до 18%. «Это делает ставку налога на прибыль самой низкой в Таможенном союзе и одной из самых низких среди наших западных соседей – восточноевропейских стран», — пояснил Харковец.
В своем докладе министр финансов подчеркнул необходимость и планы Беларуси восстановить свои позиции в международных рейтингах. «Необходимо восстановление суверенных рейтинговых позиций страны на внешних рынках. В 2011 году они были снижены на две ступени. Работа по сопровождению рейтингов требует значительно более агрессивного продвижения и отстаивания интересов страны», — подчеркнул Харковец.
Он указал и на то обстоятельство, что снижение возможностей бюджетного участия в финансировании экономики и укрепление собственного потенциала каждого предприятия должно сопровождаться развитием инструментов рынка ценных бумаг, а, следовательно, и умением самостоятельного поиска предприятиями ресурсов на этом рынке, что, по его мнению, является вполне реальной и достижимой задачей. Для достижения этой цели в первую голову надо сокращать, а лучше всего и полностью прекращать государственную поддержку там, где ею пользуются неэффективно. «Нужно также стимулировать привлечение инвестиций рыночными способами, например, распространить сложившуюся практику субсидирования процентных ставок по кредитам на реализацию госпрограмм, на самостоятельное привлечение ресурсов для развития предприятий», — сказал глава Минфина. Третьим необходимым условием он назвал создание в Беларуси института коллективных инвесторов и инвестфондов.
По его убеждению, цена ошибки при принятии решения о государственной поддержке того или иного предприятия чрезвычайно высока не только потому, что при этом далеко не всегда достигается запланированный эффект. «Ведь тем самым закрывается реализация для других, может быть, даже значительно более эффективных бизнес-проектов. При этом мы не должны проявлять оптимизм, думая, что, оказав ресурсную поддержку из бюджета, если не избавимся от имеющихся на предприятии проблем, то надолго забудем об их существовании. У нас целый ворох примеров, когда государственная поддержка не достигала результатов. Около 50% предприятий не выполняют условий ее оказания. В их числе предприятия как республиканской, так и коммунальной собственности. А ряд предприятий вовсе не предпринимает попыток модернизации производства», — откровенно признается о прегрешениях тех, кому было оказано высочайшее руководящее доверие правящего синклита, министр финансов.
Вместе с тем он убежден в том, что: «Сегодня на бизнес-планы следует смотреть, исходя из новых требований конкуренции на общем рынке Единого экономического пространства. Важнейшим элементом их экспертизы должна стать оценка потенциала и перспектив интеграции наших предприятий, если это целесообразно, в крупные финансово-промышленные корпорации, в сети, за которыми стоят значительные финансовые ресурсы, известные торговые марки, бренды, а также сложившиеся рынки сбыта продукции. Считаю, что для оценки проектов необходимо шире опираться на потенциал Министерства иностранных дел и Торгово-промышленной палаты». В заключение он заметил, что следует обратить внимание на опыт Российской Федерации, где готовы финансово стимулировать позитивные подвижки в развитии регионов своей страны.
0 комментариев
Anonymous User
23.02.2012 в 04:20Вячак
23.02.2012 в 04:20Малэсэнька пуправка.\»На Громныці пывэнь нап\’ецця водыці\»- нэ е то украіньскім дыялэктом.То е напысано на заходнэполыськой мові.
alex_fon_tur
24.02.2012 в 22:55Да правильно написал Михаил. У меня есть словарь западно полесских говоров Волыри. Там такой же язык.