Такие совпадения судьбы и призвания бывают наперечет в столетии – и остаются в памяти людской примерами высокого человеческого подвига. Недаром на вечере-чествовании прозвучало сравнение: «Наши Вишневская и Ростропович» — пусть не в общественно-политической плоскости, но по нравственной шкале.
Под звуки торжественного полонеза Чайковского в исполнении симфонического оркестра музколледжа его директор Ромуальд Жабинский ввел в поднявшийся и аплодирующий зал юбиляров-супругов. Их усадили в кожаные кресла, и ведущая-музыковед Наталья Жебит начала свой замечательно теплый рассказ о неповторимости одаренных личностей, соединенных узами, о плодотворности и счастье этого союза.
Родились виновники торжества в России: Людмила Федоровна – в Калинине (ныне Тверь), Виктор Федорович – в Ленинграде (Санкт-Петербург) в обычных, не музыкантских семьях, пережили в раннем детстве ужасы войны, чудом выжили. Этому помогла и родительская любовь, и благодатная атмосфера в семьях, где любили прекрасное и много пели. Как рассказала ведущая, Людмила Федоровна вспоминала, что песни тогда пели долгие, по 12 куплетов – не чета нынешним.
Повествование о юбилярах расцветили концертные номера – первым в исполнении симфонического оркестра колледжа под управлением Людмилы Жабинской и солиста-скрипача Романа Ничипорука прозвучал «Романс» Фролова. Слушая музыку, я наблюдала за сидевшей неподалеку Людмилой Федоровной, которая всем существом своим откликалась на движение смычка. Виктор Федорович излучал спокойствие и внимание – он в паре надежа и опора.
А ведущая продолжала рассказ о том, как в отрочестве Виктор и Людмила оказались в одном городе – по разные стороны Волги, учились в одной музыкальной школе, затем в музучилище у одного учителя Якова Кипнера, у которого в свое время были легендарные наставники в Московской консерватории.
Музыковед Наталья Жебит не просто оглашала даты и события, она провела свое исследование и удивила Супроненко, просчитав 60-летний юбилей их встречи – в 1952 году пятнадцатилетними на отчетном концерте детской музыкальной школы им. М.Мусоргского в Колонном зале – бывшем Дворянском собрании Твери. Тогда местная газета написала о юном солисте-скрипаче, поразившем слушателей: «Особенно хочется отметить учащегося Витю Супроненко. За два с половиной года он прошел семилетнюю программу детской музыкальной школы”.
В 1954 году линия судьбы разделила выпускников музучилища: Людмила поступила в Рижскую консерваторию, Виктор – в Минскую.
Встретились на каникулах в Риге, а потом уже вместе продолжили учебу в Минской консерватории. В 1959 году создали семью, через год родился сын-первенец. А в 1962 году чета Супроненко приехала в тихий уютный Брест, став педагогами музыкального училища, где тогда трудился цвет музыкантов: К.Манучаров, М.Солопов, М.Аренская, Е.Добротворская, М.Русин, Т.Бубен. И органично влились в музыкальную семью города над Бугом.
Став преподавателями по классу скрипки, Виктор Федорович и Людмила Федоровна Супроненко воспитали плеяду достойных скрипачей, которые, в свою очередь, поставили на крыло многих своих учеников. На творческом вечере в паркетном зале одни за другими выступали скрипачи-солисты разных поколений.
Через 50 лет на юбилейном вечере по-чеховски «выстрелила» скрипка в открытом футляре итальянского мастера, подаренная первым учителем любимой ученице в музшколе. В свои уважаемые годы Людмила Федоровна блестяще сыграла с оркестром вторую часть Концерта Г. Венявского. Виктор Федорович на этот раз отдыхал.
А далее продолжилась череда поздравлений и музыкальных подарков – от коллег и учащихся, от скрипачей, пианистов, «теоретиков», гитаристов. В честь юбиляров играло большинство брестских оркестров и ансамблей.
Начальник управления культуры облисполкома Григорий Бысюк вручил заслуженным музыкантам высшие награды от Министерства культуры РБ.
На торжестве звучала не только высокая музыка, но и прекрасные стихи о ней. О юбилярах рассказывали стенд с нотами из их огромной личной библиотеки – «Та музыка, что живет у нас в сердцах», и экспозиция с массой грамот и дипломов. А еще при входе в зал привлекал внимание стенд с фотографиями – не только в кабинетах на занятиях, на концертах, но и на лыжне, на рыбалке, в сп
ортзале. Об еще одном увлечении четы Супроненко с юмором поведал Ромуальд Жабинский – о скрипичных пассажах на даче – своеобразной музыкальной терапии, которая дает очень весомые плоды с грядок, кустов и деревьев.
Под звуки камерного оркестра областной филармонии, солистами которого выступили ученики разных поколений четы Супроненко, Людмила Федоровна вальсировала то с дирижером Александром Мартыненко, то с Ромуальдом Жабинским, а ее супруг — с дочерью-врачом Владой , и это был апогей праздника.
Людмила Федоровна закончила этот вечер вечным вопросом: «Зачем жить? – и сама тут же ответила на него: «Чтобы быть нужным и дарить счастье».
Вот такой простой рецепт от мудрых и красивых людей.
Ответить