Однако Министерство жилищно-коммунального хозяйства не отчаивается – зазывает частников снова. Год нынешний должен стать переломным в этом вопросе, ведь, как отметил сам министр ЖКХ Андрей Шорец, с приходом частников в эту отрасль исчезнет монополия, а значит, улучшится качество и подешевеет стоимость услуг. А зам. премьер-министра Анатолий Калинин заявил, что нужно смело передавать частному бизнесу такие услуги, как гостиничное, банное хозяйство, переработку бытовых отходов, содержание улиц и дворов.
Но пойдут ли частники в «коммуналку», полную сегодня дотаций и конфликтных ситуаций? Вот в чем вопрос.
О дотации замолвите слово
Вся проблема в том, что коммунальное хозяйство в нашей стране является социально направленным – то есть убыточным и дотационным. Сколько ни мечтал Минжилкомхоз довести его до 100% окупаемости населением – действительность (а точнее – кошелек потребителя) все мечты рубит на корню. Сегодня население, по различным утверждениям, компенсирует ЖКХ-услуги на 17-26%, остальную сумму дотирует бюджет. Это и является основной причиной, по которой частники не спешат завоевывать коммунальную отрасль.
– Когда в Беларуси тарифы будут компенсировать затраты жилищно-коммунальных служб, этот рынок станет конкурентоспособным, – считает министр ЖКХ. – С одной стороны, частники будут дышать в спину ЖЭС и ЖРЭО, и те начнут повышать качество услуг, с другой – будут применяться новые технологии, внедряться новшества.
Хотя первые альтернативные ЖЭСы (например, столичный ЧУП «Аймалин М» и могилевский «Жилэкспо») более 15 лет держатся на плаву рядом с такой махиной, как государственное ЖКХ. Могилевское предприятие получает дотации непосредственно из местного финотдела, а в Минске разницу между тарифами и себестоимостью компенсирует бюджет товариществам собственников (ТС), которые затем рассчитываются с частным коммунальным предприятием. Ведь статьей 52 Жилищного кодекса Беларуси регламентировано, что тарифы и нормы едины для государственного и частного жилищного фонда. И даже если бы было возможно их поднимать, то от частников ушли бы все клиенты назад к государственным ЖЭСам.
– Частный бизнес поставлен в очень невыгодные условия в сравнении с государственными ЖЭСами и даже товариществами собственников, – так сказал в одном из интервью руководитель минской частной фирмы Виктор Клименко. – Первые имеют государственные дотации, вторые – дотации и льготное налогообложение. Товарищество платит в Фонд социальной защиты в три раза меньше налогов, чем коммерческая структура, такая, как мы.
Альтернатива в «плюсе» и «минусе»
Частный ЖЭС предполагает создание целой конторы, которая заключает соглашение с ТСами на полное техническое обслуживание, то есть предлагает по сути те же услуги, что и ЖРЭУ. Могилевское «Жилэкспо», например, обслуживает более 40 домов, минское «Аймалин М» – более 10-ти. В основном это новостройки. Ведь какой смысл брать под опеку старые дома, которые через год-два будут требовать капитального ремонта? С переходом к новому хозяину старый ЖЭС деньги, взятые на этот самый капремонт, не отдаст. Все потому, что отчисления на эти нужды идут в «общий котел», откуда расходуются по усмотрению коммунальников на капремонт самых нуждающихся.
В частной структуре все наоборот – отчисления на капремонт складируются на счету определенного товарищества, и в случае, если оно захочет поменять обслуживающего коммунальника, деньги ему возвращают (!).
Кроме того, у частников все услуги расписаны по копейкам, особенно та услуга, которая таинственно именуется в жировках как «техническое обслуживание». Они отчитываются перед клиентами за каждую потраченную копейку. Государственные службы этого делать не могут, потому что они не ведут подомовой учет, а только учет по ЖЭСу. Частники считают по каждому дому, сколько, например, использовано электролампочек, какой расход воды и т.д.
Жильцы отмечают также более качественную работу альтернативных коммунальников – чистые подъезды, цветы во дворе и на лестничных клетках, огороженный и благоустроенный двор, отсутствие там «питейных точек», работающие лампочки, новые счетчики, системы регулировки теплоснабжения, пожаротушения и видеонаблюдения. Все это – за те же тарифы.
Бывает, что частник оказывает некоторые услуги вообще бесплатно, в виде бонуса, чего государственные структуры себе позволить не могут.
Жильцы обслуживаемых домов могут потребовать дополнительные услуги. например, консьержа или ежедневную влажную уборку подъезда. Тогда их квартплата, естественно, увеличивается, но не намного. Частники стараются сэкономить на других статьях, чтобы создать своим клиентам более комфортные условия.
Домоуправляющий вместо министра
К сожалению, в нашей стране очень мало профессиональных домоуправляющих, которые могли бы по-хозяйски содержать дом и управлять им. На председателей жилищных кооперативов жильцы часто жалуются, в том числе и в редакции. Мол, не компетентны, не заинтересованы. Возможно, когда эта должность станет профессиональной, они будут и компетентны, и заинтересованы. И, может быть, именно развитие конкуренции и снятие монополии госструктур в сфере ЖКХ-услуг помогут решить и эту проблему. Должен быть широкий выбор поставщиков коммунальных услуг, и домовое собрание под чутким руководством профессионала-домоуправляющего будет определять, кто хорошо справляется с обслуживанием их жилья и кому лучше доверить свои деньги.
Другой аспект. В стране с годами создана огромная структура коммунального хозяйства, начиная с головы – Министерства ЖКХ, затем следуют управления ЖКХ по областях, при гор-, райисполкомах, далее идут ЖРЭУ и ЖЭСы. Вовлечено огромное количество работающих, складируются тонны документации. Но с приходом частников на рынок ЖКХ-услуг станет вполне достаточно одних ЖЭСов, которые бы подчинялись районным администрациям и использовали нормативную базу, разработанную министерством. Товарищество собственников имеет свой расчетный счет, куда поступают платежи. Оно самостоятельно оплачивает все расходы по дому: коммунальные платежи, техобслуживание, зарплату домоуправляющему, бухгалтерии и т.д. А когда наступит время 100%-ной оплаты за ЖКХ-услуги, то тем более исчезнет необходимость иметь множество чиновников в этой сфере. Даже сам министр ЖКХ озвучил такую мысль: «Когда население будет оплачивать 100% коммунальных услуг, когда в республике будет создана нормативно-правовая база как в техническом плане, так и в экономическом, когда государство уйдёт от дотаций отрасли – тогда, может быть, и министерство не нужно будет как орган госуправления».
Справка «БК». В Беларуси на данный момент на балансе ЖЭСов находится 97% жилых помещений. Только 3% – это другие формы управления, совсем небольшую часть из них занимают частные компании.
График очередности проведения капитального ремонта жилищного фонда на 2012-2015 гг можно скачать здесь.
Еще в тему ЖКХ в этом номере «Брестского курьера»:
За что платим? Инструкция дает разъяснения
За пятилетку 174 дома должны отремонтировать в Бресте капитально
Эффект от экономии воды На очереди – лимиты на электроэнергию
Ответить