Выступая на заседании итоговой коллегии Минздрава нашей республики, заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Тозик двинул в массы дерзкую идею – брать с каждого праведного белоруса за сам факт посещения им поликлиники по 5 тысяч рублей. Иными словами, заместитель премьера обошелся с Конституцией Беларуси, гарантирующей бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения республики, как его почти «однофамилец» Тузик с грелкой.
Руководствуясь благой целью решения проблемы очередей в поликлиниках, наш гигант руководящей мысли высказал особо ценное умозаключение: «Вы говорите, что надо что-то делать с очередями в поликлиниках… Давайте введем плату в размере 5 тысяч рублей за посещение поликлиники. Если даже умножить 5 тысяч рублей на средний показатель по количеству посещений, то за год выйдет небольшая сумма. Зато кого-то даже такая символическая плата, возможно, заставит задуматься, а в самом ли деле необходимо обращаться в поликлинику?»
Увы, каханенькія-родненькія вы мае, геронтологический срез населения нашей республики таков, что в свете его структуры и стабильного уменьшения наши с вами сограждане поликлиники посещают довольно активно. На той же коллегии министр здравоохранения Василий Жарко довел до сведения участников, что в 2011 году число посещений амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения составило 13,2 на одного жителя, что в 2,2 раза превышает аналогичный показатель в странах Евросоюза и в 1,6 раза в странах СНГ, где он составляет 6,2 и 8,6 соответственно. По мнению министра, «это свидетельствует как о высоком уровне доступности, так и о недостатках планирования».
А вот изменение ситуации, считает министр, возможно лишь при условии эффективной работы всех звеньев здравоохранения, основным из которых является первичная медицинская помощь, и в 2011 году на эти цели было направлено 38% финансовых средств, выделенных на общие нужды нашего здравоохранения. Вместе с тем, в числе мер, предпринятых для улучшения доступности амбулаторной помощи, министр назвал разрешение на выписку льготных рецептов хроническим больным сроком на 6 месяцев, выдачу больничных листков по временной нетрудоспособности сроком на 6 дней и регламентацию оказания паллиативной помощи.
Что до впечатляющей инициативы кандидата исторических наук, генерал-майора запаса Анатолия Тозика, курирующего медицину с момента его назначения на ответственный пост заместителя премьера, это значит с 2010 года, то до того его послужной список полон высоких постов: преподавание в БГУ, служба в КГБ, председательство в Комитете государственного контроля, служба послом в Китае. Все вышесказанное дает полное основание полагать, что его нынешняя должность создает все предпосылки куратору отечественной медицины вносить разнообразные предложения по работе нашей системы здравоохранения.
Основание основанием, однако, как считает руководитель Временного координационного комитета Национальной платформы гражданского общества, эксперт-консультант проекта «Развитие прав пациентов» Владимир Мацкевич, в данном случае Тозик озвучил вовсе не свою инициативу. По мнению эксперта, ни один человек в нашей авторитарно управляемой Беларуси не решится по своему разумению озвучивать в такой социально значимой и весьма щекотливой сфере, как первичная медицинская помощь, изначально непопулярные инициативы.
«Думаю, что заявление Тозика сделано для того, чтобы проверить реакцию общества. Практика работы белорусской власти состоит в том, что любые непопулярные инициативы исходят не от главы государства, а передаются для озвучивания чиновникам», — предполагает Мацкевич, аргументируя свои предположения тем, что если реакция общества на эти новации будет резко отрицательной, то весь праведный гнев обрушится на голову заместителя премьера, а не на главу государства. «В этой стране за все отвечает президент Беларуси Александр Лукашенко, а чиновники только лишь бросают пробный камень для проверки реакции общества», — поясняет эксперт. И, по моему разумению, это очень похоже на правду.
Да и как оно может быть иначе, если человек, давным-давно объявивший себя гарантом Конституции нашей страны, не может не знать, что в статье 45 Основного закона записано: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания».
«Что в таком случае значат конституционные гарантии в Республике Беларусь, если можно заявлять то, что заявил Тозик?» — вопрошает Мацкевич. А, может быть, я полагаю, просто вошло в привычку у главного гаранта Основного закона очень творчески относиться к интерпретации его отдельных канонических постулатов?
Между тем, проект «Развитие прав пациентов» наглядно показал, что в амбулаторном звене белорусской системы здравоохранения остро стоит вопрос дефицита персонала. В результате возникает перегруженность, из-за которой врачи мало уделяют внимания пациентам. Нехватка среднего персонала также сказывается на качестве лечения. Да и количество, как надо признать, далеко не всегда успешно переходит в качество.
Примером тому хотя бы тот факт, что на той же итоговой коллегии Минздрава было озвучено, что в Беларуси охват диспансеризацией составляет 98% населения. Вроде бы куда как хорошо. Но при этом фиксируется онкологическая запущенность у 30% заболевших раком. А болезни системы кровообращения вообще являются причиной смерти 54% всех умерших. Вывод очевиден: амбулаторная служба не справляется с профилактикой и лечением заболеваний на ранних стадиях. Вместе с тем, вполне уместен вопрос: почему Минздрав нисколько не удивляют нереально большие показатели диспансеризации при ее очевидной, если не сказать вопиющей, неэффективности?
«В белорусском здравоохранении очень хорошо развита показушная внешняя сторона, на что не жалеют средств. У нас происходит переоснащение сферы здравоохранения. Однако наличие дорогостоящего оборудования не гарантирует того, что обычным пациентам оно доступно. На мой взгляд, доступ к современному оборудованию рядовых пациентов недостаточен. Сейчас появилась новая проблема – недоступность в силу дороговизны для граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, современных лекарств, импортного производства в первую очередь», — считает эксперт.
Вместе с тем, Владимир Мацкевич резюмирует, что отечественному здравоохранению прежде всего необходим хороший менеджмент. Тогда при тех средствах, которые выделяются на здравоохранение в нашей стране, можно очень многое улучшить.
Ответить