Мэр предложил – горожане проголосовали
Сначала мэр Таллинна Эдгар Сависаар опубликовал статью, в которой он предложил горожанам сделать общественный транспорт бесплатным с 2013 года. Он аргументировал, что это обеспечит граждан равным правом на свободу передвижения, а также улучшит экологическую обстановку в городе и сократит количество пробок. В качестве примера мэр столицы Эстонии приводит небольшие города Франции, Бельгии и США, где уже несколько лет реализуется идея бесплатного общественного транспорта.
А с 19 по 25 марта в Таллинне прошел опрос горожан на тему бесплатного проезда. За предложение отменить плату в общественном транспорте на референдуме высказались более 75,5% горожан. При этом в опросе поучаствовали 68059 человек — около 20% жителей, имеющих право голоса. Нехитрый подсчет показывает, что «за» проголосовало около 50 тысяч из 350, имеющих право голоса, но это решило будущее городского транспорта. Кстати, предполагается, что в нынешнем году доход от продажи билетов составит более 20 миллионов евро и покроет треть расходов транспортного департамента Таллинна.
Голоса «против»
Много было и возражений, продиктованных политическими раскладами в Эстонии. Мэр – от партии центристов, а впереди выборы. Но есть и партия «реформаторов», которые уже заявляют: если придут к власти – отменят бесплатный транспорт, а автопарк приватизируют. Другие скептики говорят, что это ударит по владельцам личных машин и маршрутных такси. Планируется поднять цены за парковку, чтобы компенсировать потери бюджета. Некоторые граждане опасаются, что автобусы в холодное время будут переполнены бомжами.
Теория вопроса
Какая экономическая польза от бесплатного проезда? Перечислим некоторые: отпадает необходимость в оказании услуг транспортными компаниями по продаже билетов, талонов, проездных. Нет необходимости контроля со стороны транспортных компаний за проездом в общественном транспорте пассажиров, не нужны контролеры любого уровня. Использование бесплатного транспорта позволит сэкономить на бухгалтерском сопровождении деятельности компании за счет сокращения числа подготавливаемых бухгалтерских документов для налоговых инспекций. В небольших моногородах, сосредоточенных вокруг большого предприятия, система бесплатного проезда существовала. По сути, все жители города являлись работниками предприятия, оно и оплачивало расходы транспорта.
Подведем итог. Есть две крайние точки зрения: бесплатный общественный транспорт — и то, что он должен полностью окупать себя. Государство или городская казна может полностью дотировать общественный транспорт, но тогда этих льгот больше получит тот, кто больше ездит. Аргумент с бомжами тоже серьезный. В общем, бесплатного транспорта в Бресте не будет. Полная самоокупаемость его – тоже заблуждение, дотации всегда должны быть.
Ответить