Уроженка д.Гневчицы Ивановского района, где до сих пор стоит родительский дом, Нина Ивановна рассказала о своих корнях.
Отец прошел фронтовыми дорогами до Берлина. И он, и мама — из многодетных крестьянских семей, к которым было жестоким время: большинство не пережило войны. Послевоенной дочке Нине удалось поступить в Могилевский пединститут, успешно закончить истфак. Дальше была работа учителем в Мотоле, в средней школе, – до выхода на пенсию. Параллельно велся краеведческий поиск – и этнографический, и исторический – вместе с учениками местной школы. А ведь Нина Ивановна воспитывала и трех собственных детей – без мужа. Когда в Мотоле, во многом на основе краеведческой работы Ксенды, устраивали музей культуры и быта, ей предложили стать его директором. А она отказалась – именно из-за детей, чтобы не в ущерб им стала мамина работа. Тем паче, что ей как педагогу в школе нужно было расти, подтверждать свою квалификацию – кстати, на высшую категорию ездила сдавать в Минск, удачно.
А поисковая работа воплотилась в школьный музей, где представлена история села, его народная культура и быт.
Педагог-историк Нина Ивановна Ксенда каждый год ко Дню Победы проводила уроки памяти, что называется, по месту жительства. Вот как рассказывает она об этом.
— Одиннадцатиклассники группами шли по домам ветеранов с вопросами, записывали их воспоминания. У нас накопились сотни воспоминаний на специальных опросных бланках, которые распространил райисполком. Мы их заполнили по всей форме, но их никто не забрал, – а мы писали в двух экземплярах, старались. И никто даже спасибо не сказал.
— Рукописи не горят, может быть, еще их придется использовать.
— У нас был хороший директор школы (он сейчас заведует районным отделом образования), вот он мог поблагодарить за работу, оценить ее.
У меня были свои выборки из союзной прессы, я с ними работала на уроках истории и не представляю, как можно преподавать без современных знаний. Так я их в свое время отдала директору школы, который тогда преподавал общественные предметы.
— Когда Вы с 2004 года оказались на пенсии, работы у Вас не уменьшилось?
— Вы правы, не уменьшилось. Я очень люблю историю, слежу за процессом по публикациям, заглядываю в музеи, в свою былую школу — у нас там теперь три историка в штате. Заглядываю в современные учебники истории и удивляюсь: там третья часть осталась от того материала, что был в старых пособиях — у нас они были лучше!
У меня много специальной литературы, и я рада тому, что ко мне идут за ней дети. Я никому не отказываю, если хотят учиться – надо помочь. Трое моих детей ушли в математику, сами готовились, я им не могла помочь, поступили в вузы, что называется, своим трудом и своим умом, без долларов. И я помогаю всем детям бескорыстно – пусть готовятся, поступают, учатся.
Я люблю помогать людям, я люблю делать добро – это мое жизненное кредо. В последнее время меня повернуло к храму – душа зреет.
Смотрю телевизор, – люблю канал «Культура», слушаю радио, музыку, газеты люблю читать.
В Бресте у меня трое внуков, один из них уже в колледже учится. Рада, что и все дети мои добрые, отзывчивые, помогают людям там, где работают.
— «И нам сочувствие дается, как нам дается благодать»,— верно сказал Тютчев. Вас называют народной заступницей в Мотоле…
— Да, приходят ко мне люди, которые не находят решения своих проблем в местных органах власти. Пишем с ними письма выше – в район, в область, в Минск. И вот результат: после реакции из столицы на наше письмо в местном сельсовете нашли возможность за одну ночь разобрать сарай бабушки Марии, который до этого представлял опасность для людей, мог обрушиться.
Это те бытовые, житейские проблемы, которые хороший хозяин на месте должен решать – без указки сверху. А если сельсовет не решает, отсылает стариков – ждите, то они и идут ко мне.
— Ваши исторические труды – это не только сбор, запись воспоминаний, но и написание своих очерков по проведенным расследованиям?
— Да, у меня много публикаций – более 100. Сейчас есть подготовленные очерки по партизанам из Мотоля – братьям Миховичам, которые воевали в Чехословакии. Это не только мой труд, начинал его Пташ Петр Павлович. Он собирал историю деревни — я помогала, работала с пожилыми людьми, кому по 90 – 100 лет. Узнавала о них в сельсовете, потом начали их поздравлять через газету районную, райсобес присоединился. Я написала в первый раз про 100-летие Николая Карповича, после публикации в газете приезжали к нему из райсобеса, подарок привезли, продукты.
— Раз в 100 лет?
— Да, и он такой довольный остался. И рассказал мне про Первую мировую войну.
Второй дедушка – Бобрикович Иван, его уже нет. У него была медаль необычная за подвиги. И тоже я писала в газету, рассказывала про него в школе. А ученики-внуки и говорят: «Это мой дедушка!». Детям было очень приятно. Уроки мужества мы проводили именно у памятника ветеранам – на местном материале. И обычно я давала слово тем детям, у кого на памятнике выбиты имена деда или прадеда – это через их душу и сердце проходило. А теперь и ветеранов в деревне осталось два десятка, и не ходят к ним больше дети…
— Накопленные воспоминания, рукописи могли бы составить отдельную Книгу памяти села?
— Конечно, основа — это воспоминания ветеранов. История деревни, колхоза, сельсовета только в черновиках лежит, у меня нет возможности напечатать. Кроме того, собранная история партизанского движения есть у нас в школе, история народного образования. Я лично приезжала к Калильцу – ветерану-партизану, который в мирные годы возглавлял профдвижение области, записывала его рассказ про директора Мотольской школы, ее героическую судьбу во время войны.
Я зашла в наш Ивановский военкомат, там мне военком сказал: «Нина Ивановна, Вы за меня эту работу делаете!» Потому что собраны материалы про всех ветеранов. А про братьев Миховичей собрать данные помогал также ученый Барский из Москвы. Из Чехии прислали письма люди – 10 лет ушло на сбор этих материалов о братьях-партизанах — Степане и Петре.
— Вы легки на подъем теперь, а с молодых лет, видимо, немало путешествовали?
— Мы ездили на каникулах на экскурсии, в походы – от Москвы, Ленинграда до Куликова поля, по Беларуси много раз. Я сама побывала во многих замках Беларуси, в литературных памятных местах. Мне было очень интересно окунуться в эту атмосферу, получить столько эмоций потрясающих! И на малой родине не сидела на месте. Вот и на пенсии мое спасение — движение. Сажусь на велосипед и за 120 –140 кмеду на Украину, в Любешов, ночую у тетки, потом назад, и в другие места.
— Сейчас у Вас главная забота – помогать другим и сохранить ту историю, которая уходит вместе с людьми.
— На все материалы, что собраны в школе, у меня имеются дубликаты дома — пусть хранятся на всякий случай.
У меня внучка есть, ей 10 лет, она уже стихи пишет и сказки, как бы мое дело перенимает, – и гордится своей бабушкой, рассказывая о моих поисках и публикациях в своей брестской школе.
Фото—Нина Ивановна Ксенда
Ответить