Напомним: аграрное ведомство страны известило, что закупочные цены на зерновые и ряд крупяных культур нового урожая, реализуемые для государственных нужд, будут повышены в 1,5-3 раза, а на коровье молоко, крупный рогатый скот, говядину и свинину — в пределах 1,7-2 раза. Вскоре Министерство сельского хозяйства и продовольствия вынуждено было успокаивать народ сообщением о том, что реально закупочные цены вырастут не столь существенно. «Исходя из фактически сложившихся в регионах закупочных цен, в среднем с учетом удорожания используемых ресурсов, цены на молоко увеличены на 3,6%, на крупный рогатый скот — на 17,6%, на свиней — на 20,5%», — подчеркнули в министерстве. Всё дело в том, что ранее эта госструктура устанавливала предельные минимальные закупочные цены, а основное подорожание происходило после решений региональных властей.
Такое разъяснение если и сняло нехорошее предчувствие у белорусских граждан, то лишь отчасти: эксперты предрекают, что розничные цены на мясомолочную продукцию вырастут минимум на 20%. Хотя, надо полагать, сами переработчики не отказались бы и от большего повышения. Ведь сегодня они остаются заложниками ценового госрегулирования, устанавливая отпускные цены с учетом не себестоимости, а по указанию сверху.
Нечто похожее совсем недавно происходило и на нефтяном рынке, когда руководство страны (в свете конфликтов с Россией на тему поставок энергоносителей) пыталось убедить электорат, что импорт сырой нефти из Венесуэлы – совсем не затратное мероприятие. Правда, все попытки удостовериться в этом путем обнародования цены латиноамериканского продукта с учетом доставки в наши края натыкались на доводы о «коммерческой тайне». Картина прояснилась после очередного доклада Белстата. Согласно данным официальной статистики, в среднем цена поставляемой из Венесуэлы нефти составляет $917 за тонну, в то время как такой же товар, добытый в российских недрах, обходится в среднем в $426 за тонну. Не от того ли поумерили пыл официальные пропагандисты, уверявшие о выгодности сотрудничества в этой сфере с державой, возглавляемой Уго Чавесом?
Впрочем, хотя нынче условия поставок российских энергоносителей в Беларусь считаются исключительно привлекательными, оплачивать даже эти счета не всем отечественным предприятиям под силу. По данным того же Белстата, на 1 марта с.г. внутриреспубликанская просроченная задолженность за топливно-энергетические ресурсы составляла без малого 1,5 триллиона рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 55%. Наибольшие долги накопились за природный газ, а в скором времени ситуация может усугубиться: власти разрешили «Белтрансгазу» (теперь он на 100% принадлежит российскому «Газпрому») самостоятельно устанавливать цены на этот вид топлива для большинства белорусских предприятий и индивидуальных предпринимателей. Свободное ценообразование на газ начало действовать с 18 апреля нынешнего года, при этом административное регулирование на него сохраняется при продаже газоснабжающим организациям, а также крупным и «эксклюзивным» потребителям. Так что одним только продекларированным подорожанием продовольствия дело в ближайшей перспективе наверняка не ограничится.
Ответить