В Бресте об этом танцевальном коллективе, кажется, знают все и всё, ведь он постоянно на виду, во всех городских масштабных проектах и праздниках. А успехи «Радости» за рубежом добавляют известности и популярности не только ансамблю, но и городу над Бугом.
И вот в редакцию «БК» пришли двое участников танцевального коллектива, что называется, стоявших у истоков: кстати, они с 1962 годы танцевали в паре – Ольга Курбацкая-Челопорчук и Иннокентий Обухов – и их воспоминания и фотографии высветили удивительные черты «Радости».
Оказывается, название ансамблю дал одноименный танец, высмотренный в деревне Каменецкого района. И как же это слово «радость» подошло не просто молодым, а юным и красивым, талантливым и сильным!
Лучшие годы отдала ансамблю тогда 16-летняя школьница Оля и студент Кеша.
В 1960-х годах Брест был не так уж богат на творческие отдушины, и когда хореограф Михаил Пузанов взял их в ансамбль (а желающих было немерено), это вдохновило на работу до седьмого пота, на преодоление всех трудностей.
Тогда город и его отдел культуры старались всемерно поддерживать свое хореографическое детище. Так, костюмы для его участников шили в оперном театре Минска. И поездки по республике, по Союзу, в соседнюю Польшу и другие страны вводили в живое поле хореографии и культуры.
С первых лет существования брестского ансамбля была выстроена база, завоевано имя. И пусть на какой-то момент было трудно, буквально на грани распада, – когда в середине 60-х ребят стали забирать в армию, а девушки выходить замуж, — «Радость» не потерялась. В 1966 году в ансамбль пришел новый руководитель Анатолий Воробьев, с ним не только сохранили, но развили и пронесли через десятилетия лучшие творческие наработки, оригинальное лицо ансамбля. Пришел Анатолий Михайлович после работы в Минске в Государственном ансамбле народного танца не один, а с женой Марией Игнатьевной, профессиональной танцовщицей и соратницей.
По мнению старожилов «Радости», в том, что все эти десятилетия брестский ансамбль на подъеме, – заслуга Анатолия Воробьева. Поколения участников, как волны, приходят и уходят, а он, как стержень, держит коллектив.
По воспоминаниями Ольги Кирилловны и Иннокентия Сергеевича, танцы для молодых брестчан были большой радостью и большим трудом. На репетициях для пота употребляли не носовые платочки, а полотенца. Чтобы добиться изящества на сцене, неделями отрабатывали каждое движение. Но танец был всем, и его адепты учились отдавать себя целиком выбранному делу. Учились ответственности, трудолюбию, коллективизму. Скажем, для школьницы Оли, которая жила с бабушкой (родители – военные кочевали по службе), ансамбль был и семьей, и воспитателем. Позже приобретенные в нем качества помогали ставить цель и достигать её, окончить вузы, найти себя в профессии, решать личные проблемы. Ведь те молодые, кто приходил в «Радость», где-то еще работали, но всё успевали.
После ансамбля Ольга Кирилловна стала инженером по подготовке кадров на электроламповом заводе – и организовала там хореографическую группу. Иннокентий Сергеевич стал учителем, занялся фотоделом – но параллельно участвовал в различных танцевальных коллективах. И, конечно, всегда увлеченно следил за творческими успехами «Радости».
Вспоминает: когда начинали, в коллективе было 12 пар и три баяниста, сейчас уже аккомпанирует целый оркестр. Сколько богатств дала местная народная культура! Так, самое глубокое впечатление произвела на молодого человека поездка по пинскому Полесью. Там радушно принимали выступления ансамбля, но еще этот край открылся своей аутентичностью, колоритом. Полесские бабули доставали из куфров такие залежи народных костюмов, пели и танцевали столь гармонично и неповторимо, что брестчане перенесли в свой репертуар немало элементов народного костюма, жестов и па. Потом этот полесский колорит очаровывал зрителей и в Москве, и за границей. А концертных турне, танцевальных форумов всех уровней у «Радости» было немало.
Как считает Иннокентий Сергеевич, танцевальное творчество заставило почти каждого участника «Радости» развиваться, стать ближе к искусству. Уже выйдя на республиканские декады народного творчества, брестчане увидели лучшие коллективы Беларуси. А на масштабных праздниках в Москве познакомились с феерическим разнообразием культур тогдашнего Союза, с работой на сцене высоких профессионалов хореографии и песенно-музыкальных жанров. Да просто посмотреть за кулисами, как Иосиф Кобзон ходит – распевается, как просто и с юмором общается со всеми – дорогого стоит.
В Чехословакии в 1965 году, будучи участниками международного фольклорного фестиваля в Стражнице, брестчанам повезло услышать близко Муслима Магомаева: когда он пел – люстры дрожали! Встречу с ним устроили как поощрение брестским танцорам в посольстве СССР в Праге: знаменитый певец общался с молодежью по-простому и открылся как замечательная личность, благородный человек. Такое не забывается.
Была на счету «Радости» и уникальная на то время в 1969 году поездка во Францию. Далась она тяжело – замучили анкетами, не всех выпустили за «железный занавес». Но всё окупилось творческой радостью от концертов – и белыми джинсами лично для Обухова. Когда, возвратясь в Брест, он прошелся в стильной обновке по ул.Советской – это был фурор!
Органично подходящее ансамблю название «Радость» соответствовало и соответствует тому состоянию, которое несут в себе его участники-танцоры. Как отметили мои собеседники, все годы встречаясь по случаю праздников или юбилеев с новыми поколениями ансамбля, «старики» говорят с ними на одном языке, как одна семья.
«Радость», перелившаяся в образ жизни, продлевает интерес к ней, к саморазвитию, к постижению прекрасного – для былых участников ансамбля это не подлежит сомнению. Как и для благодарных поклонников «Радости».
0 комментариев
Anonymous User
06.09.2012 в 20:47Галина Фоменко
06.09.2012 в 20:47Я была с Вами в те годы, была в Праге, была на той встрече с Магомаевым. Ищу тех, кто это помнит. Очень хочу посмотреть фильм в котором и я снималась «Полесская сюита» 1966 год. Звоните! +79041698781