ПУТЬ ОСОЗНАНИЯ
В тот же день, 17 мая, наш политический долгожитель Александр Лукашенко, принимая с докладом премьер-министра страны Михаила Мясниковича, заявил: «Прежде всего, я хотел бы услышать от правительства (раньше мы этот вопрос обсуждали с председателем правления Национального банка), как решаются и будут решаться все вопросы, которые волнуют население. Экономика и финансы на сегодняшний день стабилизированы. Мы добились того, чего хотели, и во внешней торговле. Я думаю, что у вас уже есть точные данные за первый квартал, и надо было бы подумать о том, чтобы наши люди почувствовали то, что экономика стабилизировалась. Я имею в виду не только ценообразование, надо уже более серьезно смотреть на серьезные вещи: строительство жилья, кредитные ресурсы, их цена и так далее».
Как-то не очень логично получается: с одной стороны вполне понятная обеспокоенность вопросами, «которые волнуют население», а с другой – одномоментный драконовский взлет цен на мясопродукты, сочетающийся с подорожанием молочных продуктов и хлебобулочных изделий. По моему убеждению, эти два факта, анонсированные в один день, до странного неуклюже стыкуются между собой. Иными словами, служащие нам верой и правдой слуги народа без всякого зазрения совести готовы идентифицировать себя с пернато-чешуйчато-членистоногим зоологическим трио, пытавшимся решить транспортные проблемы у дедушки Крылова.
Касаясь вопросов предстоящего визита в наши пределы президента Российской Федерации Владимира Путина, его белорусский коллега сказал: «Мы договорились с президентом Российской Федерации о том, что он свой первый визит совершит в Беларусь 31 мая. Поэтому нам надо подготовиться по всем направлениям и не только в итогах сотрудничества с Российской Федерацией. Нужны новые направления, новые предложения, которые позволят определить нашу политику на длительную перспективу. Поэтому надо посмотреть с точки зрения экономики, политики. Пусть это будет 3-5 вопросов, над которыми мы будем работать и которые мы можем предложить для внимания и рассмотрения Российской Федерации».
По моему мнению, комментарии здесь явно излишни. После третьей инаугурации Путина и той бузы, которая началась в Москве и Питере, а также ряде других российских городов, самодержец всея Руси должен явно изменить свое скептическое отношение к своему «долгоиграющему» белорусскому коллеге, поскольку не может не ощущать себя в одной лодке с нашим политическим аксакалом. Особенно в эти майские ночи, когда московский ОМОН гоняет протестующих московитов по всем окраинам Первопрестольной.
Еще одной темой, на которой акцентировал свое внимание Александр Лукашенко, стала реализация государственных программ. Он интересовался тем, как идет строительство наиболее значимых объектов, какие шаги предпринимаются по развитию хлопчатобумажного, льняного и камвольного предприятий.
АНАЛОГИЯ С СЕКСОМ
В недавно опубликованном рейтинге международной организации Transparency International Беларусь заняла 155 место из 163 государств мира, тем самым войдя в первую десятку стран с самыми благоприятными условиями для развития коррупции. Юмор в том, что оценки международных экспертов о влиянии коррупции на белорусское общество весьма основательно расходятся с оценками наших официальных правоохранительных структур. В международном рейтинге Беларусь соседствует с Венесуэлой, Республикой Конго, Камбоджей и Бангладеш. А из 15 постсоветских республик хуже обстоят дела только в Узбекистане.
Индекс коррупции оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. При этом если ноль означает максимум распространения коррупции, то десятка – полное ее отсутствие. Оценка менее 3 баллов свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне распространения данного предосудительного явления. Беларусь в этом рейтинге «удостоилась» 2,1балла. Вместе с тем по статистике правоохранительных органов лишь 1,5% совершенных в прошлом году в Брестской области преступлений имеют коррупционную направленность.
Но соль ведь вовсе не в том, сколько правоохранители смогли отловить коррупционеров за данный отчетный период, а в том, чтобы искоренить условия, способствующие возникновению коррупции. В том числе далеко не последнюю скрипку здесь играет отсутствие прозрачности и открытости в работе органов управления. Особенно явственно это проявляется в таких специфических сферах, как государственные закупки, дела о банкротстве предприятий с использованием бюджетных средств.
Вполне естественно, что столь низкий рейтинг в борьбе с коррупцией (несмотря на тот факт, что законодательная антикоррупционная база совсем не плохая) может отрицательно повлиять на зарубежные инвестиции, тем самым представляя угрозу для отечественного бизнеса и экономической безопасности страны. Ведь вряд ли уместно забывать, что в 1994 году Лукашенко пришел к власти на риторической волне борьбы с коррупцией, обещая искоренить ее быстро и навсегда. Потому-то сейчас силовики и относятся столь «творчески» к нашей коррупционной цифири, что не дерзнут опровергнуть давние обещания нашего вагоновожатого. Вроде той старушки, которая когда-то возопила во время «телевизионного моста» своим американским оппонентам: «У нас секса нет!»
ТОРОПИСЬ МЕДЛЕННО
МВФ категорически не советует Беларуси гнаться за ростом зарплат, в то время как Минфин республики не видит в этом никакой драматической ситуации. Международный валютный фонд видит в Беларуси риски для нового витка раскручивания инфляции и девальвации. Об этом говорится в сообщении МВФ по итогам завершившихся консультаций по статье IV и второго постпрограммного мониторинга.
МВФ приветствует выход экономики Беларуси из кризиса 2011 года за счет проведения во втором полугодии «заслуживающей одобрения политики корректировки», включая унификацию обменных курсов, введение гибкого курсообразования, ужесточение денежно-кредитной политики, а также сдерживание расходов и роста заработной платы. Эксперты фонда призвали далее проводить политику бюджетных ограничений и дисциплинированную политику в области зарплаты в государственном секторе, включая предприятия.
Фонд призвал белорусские власти к дальнейшему улучшению делового и инвестиционного климата. В руководстве МВФ «приняли к сведению заинтересованность властей в договоренности, поддерживаемой ресурсами фонда». Подчеркивается, что для этого будет необходима «твердая приверженность высших должностных лиц прочной и последовательной стабилизации и стратегии реформ».
По прогнозу МВФ, рост ВВП Беларуси в 2012 году составит 3% против 5,3% в 2011 году, а инфляция (декабрь к декабрю) снизится со 108,7% до 38,4%. При этом МВФ ожидает снижения золотовалютных резервов Беларуси с 7,9 млрд. долларов на конец 2011-го года до 5,5 млрд. долларов на конец 2012 года.
Ответить