Лукавая мера
Мотвация этого сбора следующая: автомобильные компании должны отвечать за отслужившую свой срок продукцию. Мол, такие меры практикуются и в ряде стран Евросоюза. Увы, в случае с Россией за этим «утилизационным сбором» стоит совсем другая реальность. Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), одно из условий – снижение таможенных пошлин. По автомобилям это означает, что ввозные пошлины будут снижены в среднем с 30 до 25%, а затем и до 15%.
Что получится? Резко подешевеют импортные машины, бывшие в употреблении. Они могут сравняться с новыми машинами российской сборки. А за последний десяток лет в России создано немало производств и сборочных линий. Чтобы не допустить этого, вводится упомянутый сбор на подержанные иномарки. Причем, он будет немалым, хотя конкретные цифры еще не прозвучали, называлась и такая – около 600 тысяч российских рублей. По сути, это запретительная пошлина.
А как же Беларусь?
А пока – никак. Беларусь и Казахстан отказались вводить этот сбор. У нас нет своего автопрома, чтобы его защищать подобными мерами. К тому же неясно, куда этот сбор должен поступать, в чей бюджет. Конечно, для фискальных органов соблазнительно было бы ввести такой солидный налог. Однако надо понимать, что этих денег в принципе не будет. Просто не останется желающих ввозить подержанные машины, этот вид бизнеса будет одномоментно убит.
Что придет взамен? Останется лишь один канал поставок – из России. В общем, понятно, что у нас мало энтузиазма по поводу этого утилизационного сбора.
Ответные меры
Если Беларусь и Казахстан отстоят свои позиции, может сложиться парадоксальная ситуация, когда снова будет выгодно сначала ввозить машину в Беларусь, а затем – перепродавать в Россию. Можно предположить, что там могут принять ответные меры: ввез машину – доплати при регистрации. В конце концов, опять станет выгодно колесить по России на белорусских номерах. Искать и находить лазейки в законодательстве у нас превратилось в «популярный вид спорта». Возможна и неприятная ситуация, когда этот сбор введут с опозданием, и доплачивать придется задним числом. В общем, тем, кто собирается ввезти подержанную машину из Евросоюза, – есть повод беспокоиться и нервничать.
Но не все нервничают. Беседовал с одним местным автолюбителем, он рассказал, что прорабатывает возможность бизнеса, основанного именно на высоких ввозных пошлинах: «Берем старый, разваливающийся автомобиль, едем в Польшу, там меняем все, что только возможно, без замены кузова и двигателя, и обратно пригоняем. В результате машина сильно растет в цене…»
Не зная, что сказать, я всего лишь выслушал…
Ответить