Напомним: гимназия №4 давно считается авторитетным учреждением образования не только в г.Бресте, но и в области и республике. Ее учащиеся и выпускники отличаются высоким уровнем учебной и музыкальной подготовки, культурой поведения. Причём образование и воспитание тут рассматриваются как единый и неделимый процесс, обеспечивающий органичное развитие гимназистов на основе нравственных ценностей. Примерами тому могут служить выпускники: ныне Генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» Александр Мошенский, преподаватель лицея при Белорусской Академии музыки, солист оркестра Большого театра оперы и балета РБ Дмитрий Горбачук, кандидат педагогических наук, преподаватель Брестского областного института развития образования Елена Медведская и многие другие.
Как же такой заслуженный человек, как Анатолий Шелест, оказался в не у дел? По крайней мере, известно, что ещё 6 мая прошлого года, перед истечением срока действия трудового контракта, он получил уведомление из горисполкома: «Вы добросовестно выполняете свои обязанности, не допускаете нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, обладаете высоким профессиональным уровнем и квалификацией». Тогда ему предложили заключить очередной контракт на один год – с 12 июня 2011 года по 11 июня 2012 года. И, конечно, как гром среди ясного неба, для него ровно через год прозвучало кратенькое уведомление горисполкома от 2 мая с.г., что «заключённый контракт будет прекращён 11 июня 2012 года, и Вы будете уволены по пункту 2 части второй статьи 35 Трудового кодекса РБ».
Неоднократные попытки А.Шелеста получить хоть какие-то разъяснения по данному поводу не увенчались успехом. Завесу таинственности приподняло распоряжение горисполкома (№ 112-рк от 1.06.2012 г.) об освобождении от занимаемой должности директора гимназии №4 – с 11 июня «в связи с истечением срока контракта». При этом даны ссылки на тот же Трудовой кодекс и на письмо из администрации Московского района г.Бреста от 12 апреля с.г. (№ 1-14/22). О содержании письма Анатолию Антоновичу неизвестно, хотя он считает, что именно этот мотив непродления контракта требует разъяснения при его личном участии. Кстати, ему после увольнения нашли в школе лишь учительские часы для занятий с хором.
Недоумевают и волнуются педагоги и родители учащихся гимназии, коллеги и выпускники прежних лет, хорошо знающие А.А.Шелеста. В общем-то, он не из тех людей, кто мог проштрафиться на каких-то директорских злоупотреблениях – не той породы человек. Исключается и творческая несостоятельность – он полон сил, энергии и замыслов. Сам Анатолий Антонович склонен видеть причину происшедшего в том, что в прошлом году он урегулировал один локальный конфликт в гимназии, возникший меж классным руководителем и ученицей, и задел интересы неких людей из властных структур. Но нам думается, есть тут причины и глубже. Шелест – из той генерации педагогов, которые еще в годы перестройки возвращали учителю его высокое имя. Он – как бы вне системы жесткого чиновного подчинения, нацеленный прежде всего на детей, на их образовательное и духовное развитие, а не на соблюдение неких правил игры в административной среде. Ну не вписывается он в эту схему!..
После смещения директора гимназии не принесли позитивного результата предварительные беседы педагогов и родителей с представителями районного отдела образования (Ю.Просмыцким), городского отдела образования (А.Носковым), областного управления образования (П.Волынцом) и заместителем председателя горисполкома В.Лаптейкиным.
Многие родители, учителя и представители общественности написали коллективные обращения в областной и городской исполкомы, в районную администрацию в поддержку Анатолия Шелеста – вернуть в родную школу любимого директора. Идёт сбор подписей представителей общественности Бреста, науки, культуры, искусства под письмами, которые адресуются в Администрацию президента, министерства образования, культуры о продолжении им трудовых отношений в должности директора одного из лучших учреждений образования Брестчины.
Ведется также сбор подписей под электронным письмом в Администрацию президента, Министерства образования и культуры – в поддержку директора гимназии № 4 А.А.Шелеста. В нём написано: «Мы, жители Бреста, заинтересованы в сохранении уникальной авторской модели образования, воплотившей в себе лучшие идеи гуманистической педагогики. Речь идет о феномене гимназии №4 г. Бреста, на базе которой действуют семь детских образцовых художественных коллективов. Своей уникальностью гимназия обязана бессменному директору Анатолию Антоновичу Шелесту, Почетному профессору музыкальных наук Международного университета фундаментального обучения. Мы обеспокоены распоряжением Брестского городского исполнительного комитета о непродлении трудовых отношений в должности директора гимназии №4 с А.А.Шелестом. На сегодняшний день гимназия №4 г. Бреста переживает период расцвета…. Смена руководителя, автора и вдохновителя образовательной модели гимназии в такой ситуации расточительна. Мы уверены, что целесообразно и по-государственному мудро будет возобновить трудовые отношения в качестве директора гимназии на ближайшие несколько лет с А.А. Шелестом».
В общем, море волнуется…
Интересно, найдут ли понимание и сочувствие эти обращения в кабинетах власти? Ведь важно не разрушить, а сохранить всё, созданное годами упорного труда. «Образование идёт от слова «образ», — говорит Анатолий Шелест. – Именно образы педагогов и учеников формируют сегодня всю систему образования». Звучит вроде очень просто, но каково по смыслу?
КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
к председателю Брестского городского исполнительного комитета
А.С. Палышенкову
Уважаемый Александр Сергеевич!
Мы – родители, обращаемся к Вам с убедительной просьбой не допускать прекращения контракта с директором гимназии №4 Шелестом Анатолием Антоновичем, который в течение многих лет работы в учреждении вывел его на высокий уровень развития учебных и творческих достижений наших детей.
Мы очень довольны созданными условиями учебы, знаем об общественном авторитете гимназии и ее творческих достижениях.
Наша гимназия стала «вторым домом» для наших детей. Мы спокойны за их безопасность и уровень воспитания.
Это культурная школа, со своими традициями, которые вместе годами создавали с нашим уважаемым директором Шелестом Анатолием Антоновичем.
Наши дети хорошо учатся и хорошо себя ведут, занимаются музыкой и спортом, любят свою школу и очень привязаны к ней. Нам, родителям и нашим детям, очень комфортно в нашей гимназии.
Наши дети занимаются в семи образцовых музыкальных коллективах, которые стали постоянными участниками городских, областных и республиканских мероприятий, побеждают на олимпиадах и музыкальных конкурсах, и очень хорошо влияют на своих сверстников, и сами хорошо себя ведут.
Зачем, скажите, менять человека, отдавшего нашей гимназии всю жизнь и построившего такую хорошую систему образования и воспитания, человека полного сил и творческих замыслов на будущее?
Считаем, что решение о непродлении контракта с Шелестом Анатолием Антоновичем – поспешное и несправедливое. Работоспособный и энергичный директор должен работать еще много лет. Это не по государственному – разбрасываться такими руководителями.
Мы боимся, что после смены директора из школы уйдет стабильность, потому что Анатолий Антонович умеет сплачивать педагогов, детей и родителей в неделимый организм, в коллектив, способный на высокие творческие результаты.
Убедительно просим Вас не допустить принятия решения, которое может привести к нестабильности и разрушению очень эффективной системы образования, которой является гимназия.
В приложении копии 3-х листов с подписями родителей.
24 комментария
Anonymous User
28.06.2012 в 22:09Светлана Т.
28.06.2012 в 22:09Да! Анатолий Антонович достойнейшая личность! Редкое сочетание одарённости как музыкакнта,педагога,организатора,руководителя и просто интеллигентного человека.В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Так зачем же ещё ускорять этот процесс?
Тот факт,что музыкальная гимназия пострадает,лишившись такого директора,не вызывает сомнения.Пример уже есть — национально-художественная гимназия №3.Нет директора,способного заменить Валентину Веремеюк.С её уходом вроде и есть гимназия,но уже далеко не та!Я не посторонний человек в этой сфере и знаю ситуацию изнутри.Больно наблюдать за тем как рушатся достойнейшие творческие коллективы,приходитв упадок наша культура.Семь образцовых коллективов А.Шелеста всегда были в числе лучших.Это гордость нашего города,области и республики.Город рано потерял В.Н.Веремеюк,так давайте постоим за Шелеста!
Анжела
29.06.2012 в 20:36Уважаемая редакция, большая просьба — держите своих читателей в курсе этого дела, общественный резонанс это очень важно! Никогда не училась в этой гимназии, но знаю, что значит человек, настоящий Человек, болеющий за свое дело, за свое детище! Светлана пишет, что такие теперь редкость, пусть же они как можно дольше остаются с нами, учат чему-то, действительно, настоящему!
Ольга
01.07.2012 в 22:27Люди, очнитесь. Человек на пенсии, у него проблемы со здоровьем, он не может уже руководить, последние пять лет он не владеет ситуацией в школе. Зато очень успешно называет учителей обслуживающим персоналом и провоцирует конфликты учителей с родителями, постоянно подвергая унижению педагогов.
Владимир
02.07.2012 в 20:22Я выпускник гимназии №4 и меня откровенно поражает тот факт, что человек с явными проблемами с психикой так долго руководил таким учебным заведением. Вместо того, чтобы «петь дифирамбы» Шелесту, Вы бы удосужились узнать о том, сколько высококвалифицированных отличных учителей он, после прихода к руководящей должности, выгнал только из-за того, что они ему не нравились, а всё время, которое он возглавлял гимназию, держал остальных преподавателей в страхе увольнения. А по поводу коллективных обращений — на самом деле не так уж и много человек под ними подписались. И Вы бы уточнили, как заставляли подписываться под этими обращениями. В настоящий момент его «уникальная система» привела к тому, что возникает вопрос о роли музыки в некогда музыкальной гимназии. А проще всего вместо лишней писанины — приходите сами с ним пообщаться и всё поймете.
Кстати — на сайте Международного университета фундаментального обучения есть списки их выпускников и профессоров… Шелеста там нет, и я этому никак не удивляюсь.
Светлана Т.
03.07.2012 в 14:45Дорогой Владимир! Из всего того,что Вы пишете,создаётся впечатление,что Вы не были хорошим учеником,потому что у достойных выпускников остаются,как правило, светлые воспоминания о своих учителях,директоре.у хороших учеников редко возникают конфликты! Если Вы человек мудрый,то поймёте, что возможно руководить учреждение и быть всем хорошим.Люди имеют свойство злоупотреблять добрам к ним отношением.Что касается здоровья А.Шелеста, то хочется спросить,уважаемые Ольга и Владимир: а Вы здоровы? Кто знает,что Вас ждёт впереди? Некорректно Вы себя ведёте как-то. Вот с такими и я бы не сработалась! Не знаю,как на счёт сайта Международного обучения,но в кабинете у Анатолия Антоновича я своими глазами видела Почётную грамоту этого учреждения.Не надо мне ещё раз идти к этому человеку на общение, я имела возможность с ним общаться достаточно,чтобы сделать те выводы об этой личности,которые сделала.Уважаемые Ольга и Владимир! Какими значимыми достижениями отмечена Ваша жизнь? А имя Шелеста,чем бы не закончилась эта история, уже вписано в историю этой гимназии,города,области и республики.
Светлана Т.
04.07.2012 в 11:40Прошу прощения за ошибки допущенные мною.Я хотела сказать,что невозможно руководить учреждением и быть всем хорошим.
Владимир
04.07.2012 в 20:40Я действительно не был отличником, но своим настоящим достижениям (которыми я оооочень доволен) я обязан только моим учителям, но ни в коем случае не Шелесту. Если Вы, Светлана, так хорошо знаете Шелеста, то напрягите свою память на тот период времени, когда он только стал руководить гимназией и вспомните число уволенных отличных учителей.
По поводу «быть всем хорошим» — это не про Шелеста и в помине,
По поводу злоупотребления — добротой, это не про него, а вот злоупотребление полномочиями — это точно.
То, что именно меня ждет впереди — это только моё и мне с этим жить.
По поводу «некорректно я себя веду» — а корректно приписывать человеку то, чем он на самом деле не обладает?
Срабатываться со мной не стоит, я не просил — со мной работает отличная команда.
Я сейчас у себя в кабинете повешу диплом «Профессора межгалактических наук», но не думаю, что это будет что-то значить. К тому же почетная грамота не признак того, что он профессор этого университета (как-то не сходится).
И по поводу вписывания его имени в историю — расскажите это тем, кто терпел от него унижения.
Лично в моей памяти остались только те, кто умел сплотить коллектив (Беркович, Жарков, Сироичковская ), а не прикрывался «комплексом превосходства» за маской собственной ущербности.
Ольга
04.07.2012 в 22:30Светлана, направьте свою энергию на своего ребенка (если он у вас есть), а вопрос с А.А Шелестом уже решен. Что касается моих достижений, то они не настолько значимы, как у Шелеста. Я не уничтожала людей, чтобы прорваться к власти, я не оскорбляла и не унижала учителей, я не провозглашала не имеющие смысла лозунги, я живу тихой,семейной жизнью и пытаюсь созидать, а не разрушать, как А.А Шелест.Удачи Вам и здоровья.
Владимир
05.07.2012 в 16:38Ладно. думаю тут подробнее в комментариях всё сказали: http://virtual.brest.by/news16135.php
Татьяна
06.07.2012 в 00:58Идеальных людей не бывает…И,для меня,основным показателем успешности гимназии является то, что мой ребенок влюблен в свою школу и в музыку,а педагоги,будучи черезвычайно творческими личностями,делают даже скучные предметы—интересными.А писать гадости инкогнито,конечно,просто.
Владимир
06.07.2012 в 12:12Если бы меня Шелест спросил о том, что я думаю лично о нём и о его работе — поверьте мне — всё сказал бы не скрывая.
А по поводу «инкогнито» Вы тоже не представились полностью. Я же не пишу свою фамилию только потому, что моя сестра работает сейчас в этой гимназии и ей, возможно, ещё долго прийдется дальше работать с такими как Вы — не хочется портить ёй настроение и будущее.
Елена
06.07.2012 в 17:43Мои обе племянницы закончили гимназию №4 и никогда я не слышала от них ничего плохого ни в адрес педагогов,ни в адрес директора. А уж о том,чтобы они были до такой степени как Вы,Владимир,посвящены в склоки и интриги — и речи нет! Так чему Вас там учили и кто? Вы столько негатива в себе храните до сих пор!
И так будет
06.07.2012 в 19:03Видно, что очень «умный» человек, а так и не понял чего его уволили. Что сложно было открыть ТК РБ и почитать статью. Там русским языком черным по белому прекрасно все изложено. И лучше бы ушел с достоинством, а не устраивал из уже вполне ясного решения и подписанных документов настоящий цирк. Мужчина, а ведет себя, как баба честное слово. Возраст пенсионный пусть отдыхает человек, а не бегает по различным инстанциям, чтобы показать какой он «бедный и несчастный», и какие все вокруг него плохие. Так что пусть он успокоит свои старческие нервы и живет спокойно на заслуженном отдыхе.
дрэнна ведаю шэлеста але ён ня іхні
07.07.2012 в 00:14Наконт «увойдзе ў гісторыю» гэта Вы перабралі. У нас не такая дзяржаўная схема, каб кудысьці прапісваліся і маглі разлічваць на сталае прызнаньне людзі з уласнай думкай. максімум дадуць невысокую пасаду кшталту дырэктара школы, а потым, бо ня іхні, бо не лізаў ім зад, выкінуць як сьмецьце апошняе ў сьметнік і праз пяць гадоў у школьным музеі будзе новы фюрэр, а на вітрынах толькі арыйцы.
Мила
09.07.2012 в 13:04Как-то имела дело с Шелестом. Осталось впечатление как о человеке давящем, не выбирающем методов для достижения своей цели и который не остановится даже перед ложью, чтобы уничтожить тех, кто ему мешает.
Александр
11.07.2012 в 18:41C Шелестом А.А. мне довелось встретиться только один раз. Это произошло 4 декабря 2000 года в присутствии директора Малечской школы и заместителя начальника РОО Березовского райисполкома. Официально он был командирован управлением образования Брестского облисполкома «для проверки организации и состояния музыкального воспитания в школе и вынесения квалифицированного заключения». А фактически ему было предписано «интеллигентно раздолбать этого ученого писаку (имея в виду меня – Макаренко Александра Григорьевича), чтобы ему неповадно было соваться не в свое дело». Это толкование задачи командировки я случайно услышал еще 25 мая 2000 года в телефонном пояснении тогдашнего начальника облуправления Шляшко Е.Н. руководителю одного из учреждений. Связано это было с моей публикацией статьи в «Беларускай думке», № 11-12 за 1999 год, которой я надеялся инициировать обсуждение и устранение принципиальных ошибок, по моему убеждению, допущенных в начавшемся реформировании белорусской общеобразовательной школы.
Тогда руководители школы, РОО и облуправления (из деятельности которых я взял негативные примеры для обоснования некоторых своих утверждений) еще надеялись «интеллигентно раздолбать» автора статьи. Лишь потом им стало понятно, что это невозможно было в принципе. И тогда в районе было принято решение «изолировать писаку – не разговаривать с ним», а в области – задачу «интеллигентно раздолбать» трансформировать в простонародное — «раздолбать». Для такого действа, разумеется, не требовалось ни педагогического профессионализма, ни интеллигентности. Как я затем убедился при встрече с Шелестом А.А., для этой роли его кандидатура подходил идеально.
Походив по школе, побывав на двух уроках в младших класах и приятно отобедав, Шелест А.А. (вместе с администрацией школы и заместителем начальника отдела образования, еще до встречи со мною) сформулировал вывод: «… претензии заявителя безосновательны и базируются на его личной некомпетентности». Он вообще игнорировал азбучные истины и логику проверки, начисто отказался от каких-либо доказательств и обоснований, засекретив все сведения по предмету проверки. Шелест А.А. даже отказался назвать темы показанных ему уроков, заявив: «Уж такого подарка я Вам не сделаю». Вместе с тем, лавируя и уворачиваясь от конкретного разговора об увиденном в школе и на уроках, он постоянно проявлял неумение анализировать проведение урока. От этого у меня появились сомнения в знании этим «элитарным специалистом» методологии музыкального образования школьников. И когда я услышал его настойчивые повторения того, что в основе программы белорусских школ по музыке нет воплощения методологических принципов Кабалевского Д.Б., я извинился, что должен прекратить участие в таком разговоре, мотивируя это тем, что у нас разные понятия как по данной теме, так и по основам педагогики. В ответ на это Шелест А.А. уже в гротескном варианте представил свою бестактность и хамство. Он, видимо, и не осознавал, что этим самым демонстрировал свои качества педагогической профнепригодности.
В связи с вышеизложенным я беру на себя смелость попросить остановиться всех сборщиков подписей и подписывающихся под письмом в защиту Шелеста А.А. Такие решения должны приниматься не на кухнях и митингах, а специалистами – и только специалистами. Сегодня в облуправлении образования появились, насколько мне известно, знающие и интеллигентные специалисты. Не усложняйте работу им и руководителям Брестского городского исполнительного комитета.
Светлана Т.
13.07.2012 в 16:11Александр! Но ведь это же снова те же личностные амбиции,оскорблённое самолюбие.Мне кажется,что в подобных ситуациях надо видеть чуть дальше своего собственного носа,мыслить хотя бы чуть глубже и вообще,быть хоть на 0,5 метра выше земли. А Вы уверены,что в Вашей ситуации истина была на Вашей стороне?
Александр
14.07.2012 в 19:57Светлана! Хотелось бы, чтобы Вы, вступив в обсуждение, не начинали с бездоказательных выводов и не строили утверждения на основании «мне кажется». И к тому же то, что вам кажется, — это не из педагогических понятий. Педагогика значительно сложнее Ваших определений «дальше», «чуть глубже», «выше» и не предполагает нетактичных поучительных «надо» — это из инструментария другой сферы. Я в своем комментарии представил только факты, на основании которых осторожно высказал просьбу. Почему это вывело Вас из равновесия? Далее, уверен ли я, что истина была на моей стороне? Уверен! И тому имею документальные подтверждения. Если Вы пожелаете познакомиться, я Вам такую возможность предоставлю. И последнее, повторюсь: «Такие решения должны приниматься не на кухнях и митингах, а специалистами – и только специалистами». Неужели, следуя логике и здравому смыслу, против этого можно возражать?
Александр
15.07.2012 в 11:29Модератору сайта…
В моем комментарии от 14 июля 2012 года допущена досадная опечатка: в третьем предложении вместо «… то, что вам кажется, — …» должно быть напечатано «… то, что Вам кажется …». Очень прошу внести это исправление в текст моего комментария, чтобы Светлана Т. не приняла мои возражения как неуважение к ней или ее мнению.
Светлана Т.
16.07.2012 в 17:22А по-моему,педагогика как раз и предполагает эти самые «инструментарии» ДАЛЬШЕ, ЧУТЬ ГЛУБЖЕ и ВЫШЕ. » Мне кажется…» и «…не строили УТВЕРЖДЕНИЯ» — вообще взаимоисключают друг друга. Решение по Шелесту и так принято специалистами,ломать ведь не строить!И что решили эти Ваши «факты»? Так будьте всё же на 0,5 метра выше земли! А речь идёт об уничтожении школ и гимназий с музыкальным уклоном.Шелест пытался их отстаивать.А уничтожают Вы знаете как? ОБЕЗГЛАВЛИВАЮТ!Поэтому Ваши факты о том, как Шелеста покормили в школе и что он Вам ответил — поверхностное,личностное.
Александр
18.07.2012 в 13:45Cветлана! С каких это пор компоненты Вашего личного инструментария «видеть чуть дальше своего собственного носа», «быть хоть на 0,5 метра выше земли» (Вашими же словами) «стала как раз и предполагать» педагогика»? Одна из отличительных особенностей педагогических оценок состоит в том, что их достоверность в значительной степени зависит от конкретики рассматриваемых педагогических фактов и применения при этом общепризнанных понятий. А в Ваших доводах сплошные вольности в определениях. И даже смысловые пары целостность и компонент, исходное и выводы, второстепенное и системообразующее меняются местами. От этого (в Вашем написании) получается «вообще взаимоисключают друг друга» или преобразование моего (всего лишь описательного штриха) «приятно отобедав» в Ваше гиперболизированное «Шелеста покормили в школе и что он Вам ответил» ; при этом Вы отказываетесь комментировать названные мною индикаторные факты, характеризующие Шелеста А.А. В этом же ряду Вашей стратегии ведения «диалога» впечатляет словесная конструкция, построенная на очередном Вашем ФИРМЕННОМ КАЖЕТСЯ: «… речь идёт об уничтожении школ и гимназий с музыкальным уклоном». Откуда это? В Кодексе об образовании утверждается прямо противоположное. Даже если Вы увидели уничтожителей в руководстве на областном уровне, то очень странно надеяться, что через возвращение Шелеста А.А. на место директора можно было бы остановить процесс уничтожения. Это не было бы возможным даже тогда, если бы Шелест А.А. реально имел педагогическое образование, был профессором (без приставки «почетный», которая еще никого не делала профессором), умел интеллигентно разговаривать с людьми и как директор принимать созидательные административные решения, реально имел те достижения, о которых пишут его ходатаи. Если Вам все-таки КАЖЕТСЯ, что такое возможно, то это лишь еще один пример подтверждения правильности моего понимания, что в Ваших рассуждениях и доводах «второстепенное и системообразующее меняются местами». Все эти мои представления о наших противоположностях понимания обсуждаемой ситуации, конкретных фактов и правильности принимаемых решений не позволяют мне продолжать дискуссию на тему Шелеста А.А. Ведь Вы предлагаете вести перепалку. Я к этому не готов! Но буду Вам благодарен, если Вы назовете источник, где можно было бы познакомиться с «уникальной авторской моделью образования гимназии №4 г. Бреста, воплотившей в себе лучшие идеи гуманистической педагогики», что является, в моем понимании, интегральным аргументом в поддержке Шелеста А.А. Но оговорюсь и подчеркну: о реальном существовании модели образования можно говорить только тогда, когда она представлена в описании. В противном случае – это представление желаемого за действительное.
Александр
18.07.2012 в 21:58Прошу извинить за допущенную оговорку: вместо «И даже смысловые пары целостность и компонент…» следует читать «И даже смыслообразующие составляющие пар целостность и компонент…».
Александр
24.08.2012 в 12:20Как видим, нет никакой авторской модели образования гимназии № 4 г. Бреста. Такие известия на фоне такой же, очень мягко говоря, неточной информации о положении дел во всей нашей школьной системе всегда вызывают тяжелые размышления о ее настоящем и большую тревогу за наше будущее. Переход к 12-летней школе был начат с шокирующей любого специалиста-системника недоработкой: не только без должного изучения внешнешкольных условий, но даже без исследования состояния школы и ее педагогического потенциала, возможностей научно-методического обеспечения преобразований. Это предопределяло неизбежные тупики и гарантировало провал реформы, что в итоге и произошло. Тогда педагогов и родителей убеждали (“Наст. газета” от 15.09.98): “Беларусь – у лідэрах сусветнай адукацыі!” А в это время уже четко обозначились тупики по всей цепи построе¬ния новой школы: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОШИБОЧНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ с безнадежными попытками ее исправления, НЕОБОСНОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ и бесперспективные дискуссии в слепых поисках обоснованного, НАПИСАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ УЧЕБНИКОВ НАЧИНАЮЩИМИ АВТОРАМИ, да еще и при отсутствии зрелого научно-методического обеспечения (а часто – и без какого-либо или с ошибочным), ПОЛНЫЙ ЗАВАЛ с конструированием профильного обучения (которое и не могло быть построено, т.к. не было обоснования основного содержания). Но архитекторы и руководители реформирования с пафосом заверяли о достижениях и победах на всех фронтах реформы: “… мы тщательно отрабатываем экспериментальные ученики; …плохим учебникам и программам вход в белорусскую школу воспрещен” (“Советская Белоруссия” от 6.11.01); “…інстытут дастойна служыць справе навуковага забеспячэння рэформы, бо ў абнаўленні зместу адукацыі невялікі калектыў НІА ў многіх выпадках робіць значна больш і больш якасна, чым вялікая навуковая машына Расіі” (“Наст. газета”, 10.06.00). Безусловно, крайне цинично делать такие заявления. Но это было в духе наших реформаторов. В таких условиях мифы об авторских школах были особо востребованы. И они произрастали. Мне довелось показывать организаторам одной такой «авторской трудовой» школы, что подлинное их авторство заключается в криминальности содеянного и завуалированности их шкурных интересов. Затем эти «новаторщики» организовывали миф о создании «авторской духовной школы», пока их не остановили родители-иноверцы. Следующей попыткой стало строительство школы с музыкальным уклоном (заставив родителей купить дудки). Потом пустозвонили о начале построения «авторской школы здоровья — школы будущего» аж на культурологической основе, не разобравшись даже в ее терминологии. И с этим разрастающимся дилетантизмом ничего нельзя было поделать, ибо их педагогическое безумие охраняли и в районе, и в области, и в министерском главном управлении, которым тогда руководил нынешний директор РИКЗ. В таком ключе ложь об успехах реформы всей белорусской школы доросла до размеров, что потребовалось вмешательство Президента страны, чтобы не допустить уничтожения школы. Но, к огромнейшему сожалению и большой нашей беде, переход к новой 11-летке стала проводить та же команда реформаторов, которая сформировалась на утвердившихся пороках построения прежней 12-летки. Не задумываясь над последствиями, они методом «ножниц» постригли вчерашние предметные программы, подкосметили их концепции и Образовательный стандарт, методом «мозаики» составили Единый учебный план и… умыли руки, оставив один на один учителей и школьников со всеми почти неразрешимыми проблемами. По существу вся их ошибочная концептуально (значит, бессистемная и тупиковая) 12-летняя школа, за вычетом профильного обучения, была ужата до 11-летней. Корень и причина такой ситуации – отсутствие концепции новой 11-летки в виде отдельного документа (или раздела в одном из основополагающих документов школы), в котором была бы прописана СТРАТЕГИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ. Сегодняшние Стандарт и Кодекс образования не имеют этих компонентов новой 11-летки в требуемой системной полноте. Действующий Стандарт – это отражение взглядов строителей провалившейся реформы. А в Кодексе, даже по оценке министра образования, «…не содержится каких-то принципиальных, системных новшеств». Но при этом никто из идеологов и архитекторов нашей новой 11-летки не желает высказаться по формированию содержания образования, хотя для любой системы – это ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Вместе с этим – это НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ВОПРОС. Если его решение концептуально не конкретизировать, то любые возникающие тупики (книгоиздания, проблемы падения профессионализма учительства в целом, качества программ и все остальное по ухудшению школы) очень легко заболтать словоблудием. И его не конкретизируют как из-за большой сложности (для чего нужен соответствующий научный потенциал и проведение настоящей исследовательской работы по изучению состояния школы и внешкольных условий), так и из-за сформировавшихся ущербов в работе идеологов и архитекторов построения белорусской системы образования. В этих структурах за годы реформы утвердилось то, что в народе называют цыганской мафией. Они не приемлют вести предметный диалог по проблемам школы в вышеприведенной постановке, уходят от ответов, выстроили систему лживого информирования населения и руководства страны о состоянии школы. И только вмешательство Президента Беларуси может заставить разрушить их узурпированную монополию на истину по проблемам образования. В 2008 году он остановил проваливающуюся реформу. Сейчас строительство школы ведет та же команда и с теми же успехами по ухудшению школьного образования. Она довела страну до состояния, когда 10 процентов абитуриентов, поступающих на инженерные и учительские профессии, не знают, что скорость измеряется в километрах в час, а для измерения температуры используется термометр. А в целом в этом году средний балл ЦТ по физике 18.1 из 100 возможных. Приватные целевые исследования последних лет на предмет определения успеваемости выпускников школ показывают, что их средний балл по физике в критериях нормальной 5-балльной системы оценки не дотягивает даже до «двойки» – это ниже предела «неудовлетворительно». И в нашей действующей 10-балльной системе (не понятной даже для ее создателей) он также меньше «двойки». Картина успеваемости по другим предметам примерно такая же. А с воспитанием положение дел еще много хуже. Так к чему привели нашу школу ее реформаторы, которые сегодня называются совершенствователями школьного образования, с их монополией на истину в последней инстанции и специфичной мафиозностью, закрывающейся от диалога и скрывающей правду о школе от руководства страны? В течение более 13 лет я пытаюсь получить обоснованные комментарии или возражения на мои утверждения, оценки и предложения по проблемам нашей школы. Но ни разу не удалось получить ответ по существу. И через печатные издания не получается диалог: либо из-за их запретов на публикации моих статей в своих изданиях (на это у них монополия), либо из-за их высокомерного игнорирования неприятной для них обнародованной информации в соответствии с самонадутым имиджем всезнайства и непорочности. К тому же такой имидж сделал их верховным экспертом по вопросам образования в стране, что определило распространение их власти «не рекомендовать» другим изданиям. А тем временем ситуация в школьном образовании усугубляется. Сегодня у нас ДОСТАТОЧНО ОСНОВАНИЙ, ЧТОБЫ УТВЕРЖДАТЬ О НЕСПОСОБНОСТИ НЫНЕШНИХ ИДЕОЛОГОВ И АРХИТЕКТОРОВ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ 11-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ОСТАНОВИТЬ ЕЕ УХУДШЕНИЕ И ВЫВЕСТИ НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. В таких обстоятельствах, учитывая заявленную интеграцию в области образования с Российской Федерацией (имеющей самый мощный в мире научный потенциал в педагогике и глубоко научно обоснованная разработка построения школы), наиболее разумным выходом из созданного тупика, по моему мнению, стала бы АДАПТАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ НОВОЙ ШКОЛЫ РОССИИ, КОТОРЫЕ ОСНОВНОЙ СВОЕЙ ЧАСТЬЮ ОТРАЖЕНЫ В ИХ СТАНДАРТЕ ОБРАЗОВАНИЯ. От этого мы получили бы превосходные основополагающие документы строительства новой школы, замечательные учебники, написанные зрелыми авторскими коллективами, научно обоснованные методологии и богатейшее методическое обеспечение по большей части учебных предметов. Но на данное предложение из Минобразования я получил ответ, подписанный заместителем министра Фарино К.С.: «… принципиально значимым является согласование требований к уровню подготовки учащихся по ступеням общего среднего образования, а не адаптация российского государственного стандарта к условиям Беларуси с последующим использованием российских учебников по математике, физике, астрономии, химии и биологии, как предлагает А.Г.Макаренко.» Что можно сказать по этому ответу? Данное министерское «согласование требований к уровню подготовки учащихся по ступеням общего среднего образования, а не адаптация российского государственного стандарта» — это то же самое, что строить телегу под космический двигатель. Но ведь при этом они сохраняют самое важное для своей корпоративности: их нынешнюю неуязвимость от любой критики (кроме президентской) и полную безответственность за некачественные учебники, научное и научно-методическое обеспечение построения новой 11-летки. Поэтому они никогда добровольно не пойдут на предлагаемую мною адаптацию. Только Президент Республики Беларусь может заставить их «призвать к благоразумию»! Других механизмов для воздействия на руководителей и строителей школьного образования у нас, к огромному сожалению, нет! Как видим, проблемы нашего школьного образования выходят далеко за пределы гимназии № 4 г. Бреста и ее бывшего директора Шелеста А.А., которые получили известность в полном консонансе с духом реформ школьного образования в нашей стране. Но было бы некорректно говорить о Шелесте А.А. только негативное. Мне довелось несколько раз слышать его хор по телевидению – получил истинное наслаждение как от хорового исполнительства, отражающего высокий профессионализм его руководителя, так и от знакомства с примером рождения и возможностью существования в наших школах таких коллективов. На этой ноте я заканчиваю свой очень грустный комментарий как бы о Шелесте А.А., а по существу – о несчастливом времени нашего школьного образования.