Новая звезда и трехзвёздочный отель
Как рассказал начальник ПТО генподрядного строительного управления «Буг» стройтреста № 8 Михаил Волчок, башню вокзала одели в строительные леса, которые покрыли сверху защитной сеткой, чтобы пыль при отделочных работах не докучала железнодорожникам, пограничникам, таможенникам и пассажирам. На самом верху башни намечают установить новую звезду с нержавеющим титановым напылением – в том же стиле, что прежняя, пришедшая в негодность после 55 лет стояния под дождём, ветром и снегом.
Строительство называется: «Реконструкция пассажирского комплекса станции «Брест-Центральный». Её проект разработал институт «Белжелдорпроект». Авторы реконструкции: главный инженер проекта Николай Алексейчук, главный архитектор — Анатолий Апанасенок, главный специалист по архитектурному историческому наследию — Валентин Смеян.
Первая очередь реконструкции шла без остановки эксплуатации вокзала целый год – до декабря 2011-го – и потребовала 22 млрд. 305 млн. рублей. Они пошли на замену кровли таможенного зала, применение в его отделке гранита и мрамора, установку дубовых дверей и новых окон.
Сейчас идёт вторая очередь реконструкции. В ней задействованы СУ «Буг», отделочники СУ-33, сантехники БМУ «Белсантехмонтаж», БМУ-9 «Белэлектромонтаж» и другие субподрядчики. Предстоит большой фронт работ: замена стропильной системы кровли, устройство новой кровли из цинк-титана, реконструкция внутренних помещений с созданием новой трехзвёздочной гостиницы. В центральном зале ожидания предстоит провести внутреннюю отделку стен, потолка, воссоздать декоративные элементы.
Сроки проведения реконструкции: с октября 2011 года по 2-й квартал 2013 года. Но строители стремятся закончить её с опережением. Ежедневно на стройке задействовано до 200 рабочих и специалистов из генподрядной и субподрядных организаций. Каждую неделю под руководством начальника СУ «Буг» Вячеслава Романюка проводятся планёрки, на которых подводятся итоги и решаются возникшие проблемы.
Финансирование ведётся управлением Белорусской железной дороги. На сегодняшний день, по словам Михаила Ивановича, освоено около 35 млрд. рублей из 80 млрд. рублей, которые предстоит освоить в целом на общестроительных работах. С учётом установки нового оборудования и мебели реконструкция потянет порядка 150 млрд. рублей!
Полигон новых технологий
Стройтрест №8 г.Бреста превратил реконструкцию пассажирского комплекса в полигон применения современных технологий. Так, при устройстве тёплых полов строители впервые использовали пластиковые маты с фиксаторами, что в 4 раза снизило трудозатраты на укладку труб отопления. В качестве утепляющего слоя под полы в зале ожидания, при устройстве и ремонте кровли была использована установка по напылению пенополиуретана. При этом трудоёмкость устройства новой кровли снизилась в 4 раза, экономия денежных средств – увеличилась на 20%, а при ремонте кровли – вдвое.
В качестве утеплителя вместо традиционного керамзитобетона строители применили газофибробетон. Оказалось, что его объёмный вес в 2,5 раза меньше, а стоимость одного кубометра на 300 тысяч рублей дешевле керамзитобетона.
По царскому указу
За всеми этими как будто обычными строительными делами у брестского железнодорожного вокзала не меркнет слава памятника архитектуры Республики Беларусь, музея под открытым небом, который, как и прежде, первым встречает и последним провожает гостей Беларуси, стран СНГ и Европы. Недаром здание вокзала занесено в свод памятников ЮНЕСКО.
28 мая 2012 года вокзалу исполнилось 126 лет. Проектировался и строился Брест-Литовский вокзал по проекту архитектора Б. Лодберга при участии инженеров Л. Николаи и Я. Горбунова. С классическими фасадами, с элементами неоготики, вокзал считался крупнейшим и красивейшим в Российской империи.
По указу царя Александра III в 1886 году он вступил в строй и вскоре праздновал его именины. В то время, как вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга освещались керосиновыми лампами, уже через два года в здании вокзала и на перроне было установлено 160 электрических лампочек. В 1915 году русские войска, не устояв под натиском войск кайзеровской Германии, отступая по доктрине военного времени, разрушили вокзал. Тогда пострадало более 60% здания, была разрушена станция Брест-Центральный.
В 1921 году, когда земли Западной Белоруссии отошли по Рижскому договору к Польше, решился вопрос о восстановлении вокзала – и в 1929 году он вступил в эксплуатацию в новом виде. Восстанавливал вокзал варшавский архитектор Э. Гольдберг.
В период Великой Отечественной войны фашисты не разрушили здание вокзала. С 22 по 29 июня 1941 года его обороняли милиционеры, железнодорожники и военнослужащие. Многие его защитники погибли, но лишь когда фашисты залили глубокие подвалы вокзала водой, оборона прекратилась.
После войны, в 1949 году, в Брест прибыл Климент Ворошилов для рассмотрения вопроса о строительстве нового здания вокзала. В 1950 году Управление Белорусской железной дороги заказало проект реконструкции вокзала институту «Киевгипротранс», который разработал проект здания в стиле советского ампира. Основная достройка – башня – и реконструкция началась в 1953 году, и в 1957-м, в год Международного фестиваля молодёжи студентов в Москве, вступили в действие билетные кассы, залы «Интуриста», таможенный зал и зал накопления. Тогда на башне вокзала появилась эмблема фестиваля – ромашка с пятью разноцветными лепестками, которая встречала иностранных гостей.
Судьба Брестского железнодорожного вокзала связана с известными личностями. С 1886 года вокзал встречал и провожал царей Александра III, Николая II, писателей А.Чехова, К.Паустовского, советских деятелей
В. Ленина, Л.Троцкого, И. Сталина, К. Ворошилова, Н. Хрущева,
Л. Брежнева, А. Косыгина, П. Машерова, А. Громыко, зарубежных деятелей Ким Ир Сена, Ж. Помпиду, глав правительств стран Варшавского договора, артистов Л.3ыкину, Э. Пьеху, С Ротару, В.Толкунову, М. Ульянова, И. Кобзона, композиторов А. Пахмутову, Н. Добронравова, космонавтов
В. Терешкову, П. Климука и многих других.
Вся история брестского вокзала – в книгах и на стендах историко-политического музея, который был создан 24 мая 1986 года на базе архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Гродно, мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» и личных воспоминаний работников вокзала.
Фото Миланы ХАРИТОНОВОЙ
0 комментариев
Anonymous User
09.07.2012 в 20:34Смеян Валентина Васильевна
09.07.2012 в 20:34Очень жалко, что в Вашей газете допускаются ошибки. Хотелось бы что бы вышли в печати поправки к выше указанному тексту.
Так главным архитектором и главным инженером по 2 очереди здания вокзала (В том числе и по башне)являюсь я, т.е. Смеян Валентина Васильевна, по первой очереди названные выше специалисты, а вот научным руководителем по всему комплексу Брестского вокзала является Казаков Владимир Нахимович.
Очень надеюсь, что впредь будут обнародованы достоверные данные по названному объекту.