И я отправляюсь в путешествие с водителем-дальнобойщиком. Все кажется очень просто и привлекательно. Загрузился, доставил груз на место, разгрузился, мир посмотрел – и деньги в кармане. Со всей цепочки обязательных действий я хочу только мир посмотреть. Мой друг Андрей, любезно согласившийся взять меня в попутчицы, работает на «фуре» уже больше 5 лет.
Граница. Часть 1.
Мы выезжаем в субботу. В 13.00 уже на границе в Козловичах. «Странно, даже очередь небольшая», — радостно замечает Андрей. В нашем канале перед нами всего пять машин. «И не похоже, что тут бесконечные очереди? Ведь суббота, а практически свободно», — думаю я. Правда, спустя час я уже начала нервничать и засыпать водителя раздраженными вопросами: «Почему стоим? Почему очередь совсем не движется?».
«Таможня обедает», — спокойно говорит Андрей. Я завидую его спокойствию, ерзая то и дело на кресле. В 14.30 все остается так же. За нами уже образовалась большая очередь. Водители лихорадочно курят, даже разговор как-то не клеится.
Прошло два часа. В это трудно поверить, но за это время ни один таможенник не вышел. Наконец-то водительскому терпению тоже приходит конец, и он жмёт на сигнал. Спасительную идею одного быстро подхватывают все. Уши закладывает даже в закрытой машине. И лишь после этой минутной «акции протеста» на каналах появляются таможенники. Белорусскую границу с казавшейся такой маленькой очередью мы проходим за пять часов.
А ведь впереди еще поляки. Польскую часть границы мы проехали всего за два часа. Да и сами сотрудники показались мне более дружелюбными и вежливыми.
Граница позади, можно вздохнуть с облегчением. «А что это за машины тут скопились?» — недоуменно спрашиваю я. И тут же понимаю, что это очередь на въезд в родные пенаты. Она длится больше15 км! Вы только представьте15 км– водители медленно продвигаются вперед, спят, едят, ходят в туалет. Как позже узнали, эта длиннокилометровая «колейка» прошла за двое суток.
Граница. Часть 2.
Мы возвращались в среду. И видели последствия этого простоя: придорожные дубки, казалось, были посажены на свалке мусора. Нам повезло значительно больше – очередь была всего2 км. Правда, обратная дорога заняла у нас куда больше времени, а именно 20 часов. Как мне показалось, в этот раз на польской стороне мы провели гораздо больше времени. «Это совсем не так, — поясняет Андрей. – Поляки оформили документы быстро. Но вся «зеленка» (часть дороги от поляков до белорусов) забита машинами, ехать некуда, поэтому поляки не выпускают».
Справедливости ради стоит рассказать и о том, что же я видела по дороге. Чистота, красота, сервис. Целые стада косуль, спокойно гуляющие прямо у дороги недалеко от жилых домов. Как только выехали на автобан, то каждые 10-15 кмбесплатная стоянка, парковка, туалет и колонка с питьевой водой. Даже как-то неудобно об этом рассказывать, но в туалетах чистота, бумага, мыло, все бесплатно.
У нас совсем недавно вновь подскочили цены на мясо. А в польских магазинах полендвица по 16 злотых (около 40 тысяч), куриные окорочка 8 злотых (около 20 тысяч). После таких цен меня не удивляет вопрос одного поляка: «Вот вы мне объясните, топливо у вас дешевле, сигареты, газ, услуги за жилье? А почему же тогда все так дорого?»
Дальнобойщики, с которыми я познакомилась во время этой поездки, очень просили передать всем проверяющим, миссиям и комиссиям, которые время от времени приезжают в Козловичи проверить и разобраться, почему такие длинные очереди, чтобы они заезжали с другой стороны. Потому что к их приезду, то, что видно глазу, расчистят, и машин действительно не будет. А дальше их не пустят – это как-никак государственно значимый и охраняемый объект. Ехать надо с польской стороны, простоять эту очередь сутки и тогда вопросов точно не будет. Как не осталось их и у меня.
Я не увидела пустой границы. Как не смог вспомнить ее такую ни один дальнобойщик. Редко можно проскочить меньше чем за сутки. Так для кого были сняты и показаны те телевизионные сюжеты?
Ответить