ВИЗИТ МЕДВЕДЕВА
На пресс-конференции по итогам заседания Совета министров Союзного государства Дмитрий Медведев рассказал о своих впечатлениях от поездки, а также попросил белорусских коллег поторопиться с приватизацией «Беларуськалия» и разобраться с растворителями и разбавителями. Что до вопроса объединения МАЗа с КамАЗом, то он почти решен. «Не стоит забывать, что любая сделка может представлять интерес в том случае, если она основана только на реальных рыночных подходах. Невозможно продать что-то, если никто не желает покупать. Поэтому при формулировании приватизационных условий, если, конечно, дойдет дело, я не знаю окончательные планы белорусского государства на сей счет, и мне кажется, нужно ориентироваться не только на значимость того или иного актива для Беларуси, но и ориентироваться на реальную рыночную конъюнктуру», — заявил российский премьер-министр.
Эта словесность главы российского правительства недостаточно вразумительна, если не акцентировать внимание на том обстоятельстве, что, посещая «Беларуськалий» в самый канун визита высокопоставленного российского гостя, Александр Лукашенко публично заявил: «Считал и считаю, что это жемчужина Беларуси, которая принадлежит белорусскому народу. Сейчас очень много разговоров и даже давления, и давление идет с разных сторон, даже из тех государств, от которых мы очень зависимы. И этому давлению противостоять сложно».
Лукашенко пообещал коллективу не продавать контрольный пакет акций солигорского предприятия, которое, по его калькуляции, стоит 30-32 млрд. долларов. «Давайте (покупайте) 10%, 20%, 25%, но платите. 25% — это 8,5-9 млрд. долларов. Кто хочет — приходите, платите. Таких покупателей не нашлось. Все хотят за 8 млрд. долларов купить весь комбинат. Я говорю: до свидания, таких цен нет. Это моя принципиальная позиция».
Медведев 18 июля недвусмысленно заявил, что Беларуси следует однозначно ускорить процесс приватизации «жемчужины», добавив для пущей убедительности: «Все равно от этого никуда не отвертеться».
Потребовав разобраться с контрабандой нефтепродуктов под видом растворителей из Беларуси, Медведев сказал: «Мы договорились во всем разобраться досконально, принять необходимые решения. Даже если они будут трудными. И если нарушения были, то лица нарушившие должны понести наказание, а экономические интересы должны быть восстановлены».
Вынужденный подыгрывать своему российскому коллеге Михаил Мясникович признал: «Мы разделяем обеспокоенность российских партнеров». Юмор в том, что всего лишь месяц тому назад председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский, говоря о «растворителях» и «разбавителях», категорически заявлял: «Никаких незаконных поставок за рубеж нет и быть не может. Официально заявляю, что все, что входит и выходит из страны находится под жестким контролем». Очень сомнительно, особенно коль учесть, что если в 2010 году Беларусь поставила за границу «растворителей» и «разбавителей» на общую сумму 160 миллионов долларов, то за первые пять месяцев 2012 года – уже 2,2 миллиарда! А это более 10% всего экспорта нашей страны.
Резюмируя свое выступление, Дмитрий Медведев отметил, что товарооборот между двумя нашими странами достиг беспрецедентного уровня в 38 млрд. долларов. Это стало возможно благодаря стремлению двух стран к сотрудничеству и деятельности Таможенного союза. Он отметил, что степень проработки документов, которые рассматривались на заседании Совета министров России и Беларуси, «максимально удовлетворительная». «Все решения подписаны в тот же день, когда и приняты», — сообщил российский премьер.
РЕАНИМАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
В правительстве в настоящее время рассматриваются предложения о продаже на аукционах акций семи предприятий. В госорганах проекты распоряжений, предусматривающие продажу акций на аукционах, уже подготовлены. Все причастные лица обращают внимание на то обстоятельство, что каждое предприятие теперь будет готовиться к разгосударствлению индивидуально. Речь идет о механизме, который существовал в нашей стране еще до подготовки приватизационных списков.
Суть в том, что согласно правилам, которые стали действовать в нынешнем году, продажа предприятий должна инициироваться не «сверху», то есть государством, а «снизу» — потенциальными инвесторами. По действующим правилам инвестор, заинтересованный в приобретении госпредприятия, должен подготовить соответствующее письмо и направить его в Госкомимущество. После этого обращение инвестора будет рассматриваться, согласовываться, и будут готовиться предложения в Администрацию президента.
Весной 2011 года правительство Беларуси утвердило трехлетний план продажи акций госпредприятий на 2011-2013 годы. Этот план предусматривал продажу в течение трех лет госпакетов акций 240 предприятий. В январе 2012-го года Госкомимущество заявило о планах продать в течение текущего года акции 133 предприятий. Вместе с тем, учитывая, что правительство ранее взяло приватизационные обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС, был подготовлен проект перечня предприятий, за счет продажи которых страна может получить в 2012 году 2,5 млрд. долларов.
Однако весной текущего года Александр Лукашенко во всеуслышание заявил, что выделять и выставлять на продажу какие-то конкретные предприятия государство не намерено. «Мы отказались от списков объектов, подлежащих приватизации… Мы заявили о том, что опубликование заранее списков приватизируемых предприятий – это унижение работников, которые работают на этих предприятиях», — сказал наш рулевой, выступая в парламенте в мае.
Сведущие люди в этом щекотливом вопросе высказывают соображение, что реанимация старого механизма приватизации, основанного на согласовании каждой сделки с президентской администрацией, еще больше усложнит процесс привлечения в нашу страну прямых иностранных инвестиций. «Это, скорее всего, приведет к тому, что процесс переговоров с иностранными инвесторами будет еще больше затянут во времени. Как показывает практика, когда это происходит, инвесторы покидают переговорный процесс», — констатирует экономист Исследовательского центра ИПМ Андрей Скриба.
По количеству приватизационных сделок 2011 год превзошел все минувшие времена — в прошлом году в ходе конкурсов и аукционов было продано 36 госпакетов акций. «Несмотря на то, что в 2011 году было создано Национальное агентство инвестиций и приватизации, подчиняющееся Министерству экономики, его компетенция остается довольно расплывчатой («повышение эффективности приватизационных процессов и обеспечение взаимодействия с республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными органами»).Участие в переговорах с инвесторами продолжают принимать местные органы власти, представители Госкомимущества, Администрации президента», — констатирует Скриба.
«Сейчас со стороны правительства не видно четкой стратегии, как государство собирается продолжать приватизационные процессы. Слишком часто меняются правила игры: вначале предприятия продаются в рамках приватизационных списков, затем эти списки отменяются, вначале отменяется мораторий на движение акций предприятий, потом появляется 107-й указ, который этот мораторий фактически восстанавливает», — сказал управляющий директор департамента инвестиционного банкинга компании Enterinvest Даниэль Крутцинна.
Очень сомнительно, что в текущем году будут проданы государственные пакеты акций 133 предприятий. Однако к настоящему времени (а на календаре уже июль) подготовлены документы о продаже акций всего лишь семи ОАО. С такими темпами очень сомнительно, что по итогам года мы сможем выйти на уровень прошлого года (36 предприятий).
Ответить