С года 1980-го мы в отцовский отпуск с завидным постоянством ездили в Москву. Кто на море стремится, а мы – в столицу. Это – с детства вошедшая в кровь и плоть система ценностей. Прохлада музея дороже палящего солнца на пляже. Хорошая книга важнее самой вкусной трапезы и мороженого. Прогулка по набережной сулит приключений больше, чем триллер по телевизору. Так что для меня поездки в Москву связаны еще и с чувством ностальгии. По отцу, по детству и юности и, как это ни странно, по советским временам. Вернее, «перестроечным». Игры Доброй Воли 86-го и Фестиваль молодежи и студентов 87-го показали мне, вполне нормальному советскому ребенку, что возможна другая жизнь, иные отношения между людьми.
Есть и еще одна притягательная сторона мегаполиса. В его толпе и шуме проще отстраниться от действительности, уйти в себя. Да и все это пестрое многолюдье, старинные особняки и взмывающие в небо новостройки показывают тебе истинный масштаб. Чувство собственной исключительности на улицах крупного города вмиг исчезает. Ты – соразмерен сам себе: маленький человек со всеми его страхами, нелепицами и мгновеньями счастья.
Я – не большой поклонник прогулок с фотоаппаратом. То, что запечатлевается на сетчатке глаза, важнее того, что остается на фотографии. Кривая узкая улочка, дворик с особняком XIX века или картина Шагала в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – все это, увиденное раз, остается с тобой навсегда. Твое сознание – тот же мегаполис. Мысль, родившаяся на проспекте или площади, бежит по Кривоколенному переулку, чтобы каким-то диковинным путем вывести тебя на Чистые Пруды. По одну сторону Чистопрудного бульвара стоит памятник А. С. Грибоедову, по другую – Абаю Кунанбаеву.
По Тверской на Красную площадь
Накануне поездки мой друг, замечательный брестский художник и дизайнер Василий Бурдин, подарил мне майку с профилем Маяковского и названием знаменитого сборника «Облако в штанах». Майка несколько хулиганская, вполне в духе Владимира Владимировича. Так что первым делом отправились на Триумфальную площадь, засвидетельствовать, так сказать, свое почтение гению. Правда, снимок вышел так себе. На площади, у подножия памятника, ведутся ремонтные работы — меняют плитку.
А дальше идешь по Тверской улице мимо знаменитого памятника А. С. Пушкину скульптора А. М. Опекушина, мимо баснословно дорогих магазинов и ресторанов. Только обязательно нужно свернуть в Малый Гнездниковский переулок, чтобы зайти в любимый книжный магазин «Фаланстер». Сам по себе он небольшой, но мне, завзятому книжнику, можно провести в нем целый день. Здесь можно найти любые новинки поэзии, отечественной и иностранной прозы, философии, истории и культурологии. Да и цены, надо сказать, на порядок ниже, чем в огромном Московском Доме Книги на Новом Арбате или «Библио-глобусе» на Лубянке.
Чем ближе к Красной площади, тем дороже магазины и рестораны, шикарнее фасады зданий – правительственных учреждений, банков и фешенебельных гостиниц. Тем больше туристов со всех уголков света, беспрестанно щелкающих фотоаппаратами. На самой же площади, в аккурат посередине между Кремлевской стеной и ГУМом, стояла бутылка из-под шампанского. Что навело на ироничные мысли о Веничке из поэмы «Москва – Петушки». Сам Веничка так Кремль и не увидел, зато, возможно, один из последователей его образа жизни до Красной площади все-таки добрался. Правда, Веничка, помнится, употреблял менее благородные напитки. И, конечно же, нескончаемый поток туристов идет к храму Василия Блаженного.
Маленькие радости и находки
Только так и познаешь город: постоянно сворачивая с центральных улиц и проспектов во дворики, кружа криво бегущими улочками, блуждая в многочисленных московских тупиках. Пройдя по Маросейке мимо посольства Республики Беларусь и свернув в Малый Златоустинский переулок, набрел на забавное граффити. Граффитеры, видать, с чувством юмора. Эта надпись – «продай музу» — красуется напротив здания департамента капитального ремонта правительства Москвы. Вообще, граффити по Москве очень много – от примитивных до могущих сойти за произведения искусства.
Если долго кружить по Москве, можно дойти и до самого себя. Так я совершенно неожиданно набрел на Глазовский переулок. Или на Арбате на книжном развале нашел книгу Павла Ивановича Лопатина, о котором не так давно рассказывал в «Фамильном древе». Правда, покупать поостерегся – цены на Арбате «кусаются».
«Ах, Арбат, мой Арбат…»
Арбат, конечно, сильно изменился по сравнению с концом восьмидесятых. Нет тех букинистических магазинчиков или недорогих кафешек. И каким-то диссонансом кажется памятник Булату Окуджаве среди дорогущих ресторанов, ювелирных, антикварных и сувенирных, рассчитанных на иностранцев, магазинов. Вместо читавших когда-то свои стихи поэтов теперь некий господин рядом с Вахтанговским театром травит байки и анекдоты, нередко с матом. По-прежнему много уличных музыкантов, исполняющих самую разнообразную музыку.
Блеск и нищета ВДНХ
От былого великолепия ВДНХ, ныне – ВВЦ, тоже мало что осталось. Разве что фонтан, символизирующий нерушимую дружбу народов. Из павильонов бывших советских республик сейчас работают только два – Беларуси и Армении.
Здесь, на ВДНХ, меня поджидала неожиданная встреча. Роман Гапанюк, не так давно ставивший спектакли в Брестском театре драмы, теперь живет в Москве и работает для кино и телевидения. Есть предложения и идеи постановок в театре. Проблема только одна – вечная – на все не хватает времени. Он же входил в съемочную группу фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Год назад, после премьеры картины, я брал у него интервью для нашей газеты. Роман спешил по своим делам, но раскрыл красноречивую деталь: сериал «Глухарь» целиком снят в одном из здешних павильонов. Также здесь снимались несколько сезонов «Пятницкого». Мы же условились встретиться вечером на Никитском бульваре.
«Дети райка»
В условленное время мы встретились и провели три часа в театральном ресторанчике «Дети райка» напротив знаменитого театра «У Никитских ворот» Марка Розовского, который приезжал в прошлом году в Брест на фестиваль «Белая Вежа». Роман рассказал, что в этом месте, на небольшом расстоянии друг от друга, находятся шестнадцать (!) театров. А сам он сейчас работает над сценарием сериала для Первого канала о жизни Людмилы Зыкиной. Три часа пролетели незаметно. Расходились мы, когда уже изрядно стемнело. И, конечно, Роман просил передать приветы всем своим брестским друзьям и коллегам.
На Таганке
Таганка тоже меняет свой облик. На каждом шагу новые большие магазины. Но я шел именно к театру и дальше — в Нижнетаганский тупик, где теперь находится дом-музей В. С. Высоцкого. Постоянная экспозиция музея состоит из трех залов – «Я весь в свету, доступен всем глазам», «Своя колея» и «Мемориальный кабинет», открытие которого состоялось 25 июля 2008 года. «Мемориальный кабинет» воссоздает комнату, в которой жил последние годы Владимир Высоцкий на Малой Грузинской. Музей создан стараниями Никиты Высоцкого, а автором концепции является Л. В. Абрамова. Помимо экспозиции, здесь проходят литературные вечера и поэтические чтения.
«Мера жизни» Георгия Никитина
В один из последних дней моего пребывания в Москве я по просьбе нашего главного редактора отправился на встречу с автором интересных мемуаров «Мера жизни» Георгием Александровичем Никитиным. Георгий Александрович по профессии врач – терапевт и кардиолог, тридцать лет преподавал в 1-ом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова. При этом автор десяти книг. В книге воспоминаний «Мера жизни» есть проникновенные страницы о Бресте времен Первой мировой войны и двадцатых-тридцатых годов прошлого века. Рассказывает он и о своем деде — Александре Иеронимовиче Синкевиче, о котором в 2005 году «БК» опубликовал большой материал. Отрывки из этих воспоминаний мы также планируем опубликовать на страницах «БК». Георгий Александрович встретил по-московски радушно, накормил-напоил, увлеченно рассказывал о своей жизни, о работе в жаркой Эфиопии и своем последнем посещении Бреста в далеком уже 1975 году. Живо интересовался тем, насколько изменился Брест. Очень надеемся, что это не последняя наша встреча. Равно как и не последняя поездка в Москву…
Владимир ГЛАЗОВ
Москва — Брест
0 комментариев
Anonymous User
22.08.2012 в 20:02Кремлёвский сиделец
22.08.2012 в 20:02Весьма познавательно. Путеводитель по Москве, без сожаления, можно забыть в поезде.
Fynjy
27.08.2012 в 14:40В столицу гопников поехал и радуется.