1. НЕ ТОТ НАРОД В РОССИИ?
Социологи Фонда «Общественное мнение» выяснили, что 53% россиян считают приговор Pussy Riot справедливым, а 27% придерживаются противоположной точки зрения. Еще 13% затрудняются ценить решение суда.
Среди тех граждан, которые считают несправедливым решение суда, 10% респондентов высказались за административное наказание девушек, например, штраф или привлечение к общественным работам.
8% респондентов в ходе опроса настаивали даже на более строгом наказании, чем назначил суд. Только 4%, наоборот, выступили за менее строгое наказание: «нужно было дать меньший или условный срок»; «очень строго. Они и так поняли все. Можно было дать поменьше»; «условное наказание. Лишение свободы — слишком жестко».
На просьбу социологов высказать свое отношение к выступлению группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя 66% респондентов дали отрицательные оценки и только 2% отнеслись к нему положительно. 13% восприняли акцию безразлично, в целом 19% затруднились высказать свое определенное мнение.
Как показал опрос ФОМ, 56% респондентов уверены, что дело группы Pussy Riot не повлияет на отношение к России в мире, 2% верят, что оно даже улучшится, а 11% ожидают изменений в худшую сторону.
Любопытна была реакция некоторых российских СМИ на этот опрос. Газета «Коммерсантъ» озаглавила свой комментарий к результатам опроса весьма выразительно: «Граждане не поняли панк-молебен. В деле Pussy Riot они разглядели хулиганство и святотатство».
А Илья Файбисович, колумнист журнала «Сноб» (Москва), в публикации под названием «Эта дорога — к другому народу» резюмировал результаты опроса весьма своеобразно:
«Оппозиция расходится в оценке процесса Pussy Riot с большинством россиян — и правильно делает. <…> Поддержав Pussy Riot, российская оппозиция выбрала вторую дорогу. Она довольно длинная и действительно ведет от народа — к другому, лучшему народу. Если к нему терпеливо и сосредоточенно идти, он обязательно появится».
В общем, как мне однажды в Чикаго сказал бывший одессит Степа: «Нет в мире пёрфект системы. Но если вы будете идти верным дирекшеном, то куда-нибудь придете…».
Опрос на российском сайте «Взгляд» дал тоже интересные результаты:
Участницам Pussy Riot вынесен приговор: два года колонии общего режима. Как вы его оцениваете?
Слишком мягкий – 30.6%
Адекватный содеянному – 43.4%
Слишком строгий – 26.0%
Всего проголосовало 25029 человек(а)
2. ТАК КУДА ВЕДЕТ ЭТА ДОРОГА?
Но вот и в либеральном стане после выплеска эмоций, писем в защиту Pussy Riot, гневных обличений “православной инквизиции” и “кровавого режима” вдруг раздались обеспокоенные голоса:
Михаил Ростовский, «Московский комсомолец»:
«…У российской власти наконец нашлась управа на восставший креативный класс. И для этого кремлевским стратегам даже не пришлось делать ничего особенного. «Передовая интеллигенция» сама вырыла себе глубокую яму и сама туда спрыгнула
…«Чем жестче власть с Pussy, тем сильнее визжит и беснуется интеллигенция и „креативный класс“, проклинает церковь, обзывает всех православных подряд (в худших традициях азиатского понимания коллективной ответственности), тем больше поводов у власти сказать засомневавшимся избирателям: видите, ребята, на смену нам хотят прийти безбожники, ненавидящие православие, у которых главные герои — срамные девки, сплясавшие в храме. Вот вся их оппозиционная сущность. Так что идите, товарищи избиратели, обратно к нам», — так оппозиционер Владимир Милов описал текущий российский политический момент.
Я никогда не был поклонником Милова как политика. Но на этот раз он сумел удивительно и верно, и точно описать ситуацию. Я по-прежнему убежден, что в деле Pussy Riot российская власть вела себя неправильно. Репутации страны нанесен огромный урон. А в духовной жизни общества тон стали задавать экстремисты всех мастей.
Но еще более неправильно себя в этой ситуации повела верхушка креативного класса. Она заняла заведомо несбалансированную и проигрышную позицию, изолировала себя. Как сказал по этому поводу другой «герой не моего романа» Эдуард Лимонов: «Эта дорога ведет от народа»».
3. ФОРМУЛА ЛИБЕРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ?
Протоиерей Владимир Вигилянский в книге «Что это было?», изданной нынешним летом на основе его дневниковых записей первой половины года, пишет:
«Легенда о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» в сегодняшней ситуации в России читается несколько по-новому. Сам Ф.М. Достоевский, выступая перед студентами С.-Петербургского Университета в 1879 году, сказал: «Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказить Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня… Под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему».
Главная коллизия «Легенды» – в разном понимании свободы: свобода Христова – одна, свобода Великого инквизитора – другая.
В «поэме» философа-агностика Ивана Карамазова, этого, по признанию С.Н. Булгакова, чуть ли ни первого «образа русской интеллигенции», Великий инквизитор, обращаясь к Христу, провозглашает самую главную формулу нынешнего либерального сознания: Ты нам не нужен, Ты нам мешаешь…».
А ведь и впрямь нынешний либерализм столь агрессивен по отношению к православной церкви, поскольку она не соотносится «с целями мира сего», то есть с протестною «злобою дня», разделяет «кесарево» и «Богово». Канкан Pussy Riot в Храме Христа Спасителя – всего лишь крайний выплеск этого либерального раздражения. Как у детишек: «Ты не хочешь с нами водиться, так мы тебе в песочницу накакаем. И всем расскажем, что ты совочек у Аньки спер…».
Кстати, для компрометации церкви в ход идут и хороводом кружат заезженные аргументы, в первую очередь потребительского свойства: «табачный бизнес патриарха», его наручные часы, «квартирный вопрос». Я, занявшись этой темою, внимательно изучал эту «компру» и убедился, насколько она тенденциозна, фальшива и безосновательна. Любой заинтересованный может сам отыскать непредвзятую фактическую информацию по этим вопросам. А ненавистников не разуверишь. В то же время у меня вовсе нет намерения представлять церковный клир в виде ангельском: в нем присутствуют все грехи, присущие и обществу в целом.
4. PUSSY И НАПОЛЕОН
В «Московском Комсомольце» прочел на днях суждение немецкого журналиста Штефана Шолля:
«Pussy Riot – позор и в эстетическом, и в нравственном плане. Но мы на Западе все-таки в восторге. Ведь они действуют на фоне дремучего, неадекватного государства.
…Но Россия — это Россия. Именно в России я понял, что плинтус — не предел. Что всегда кто-то сумеет нырнуть ниже. Что правосудие здесь еще фальшивее орёт, чем Riot.
…Современное русское общество не управляется ни Конституцией, ни Евангелиями, оно живет по понятиям».
А вот близкое к этой оценочной шкале мнение Виктора Шендеровича:
«Ортодоксы всех мастей радостно сливаются в экстазе взаимной ненависти, расширяя поле взаимного вторжения и, как следствие, отторжения.
…Когда христианство — Альберт Швейцер, никто не пилит кресты. Когда христианство — папа Иоанн Павел, преступники начинают задумываться о душе. Когда христианство — вороватый поп с золотым брегетом и самозванец-гэбешник с постной физиономией и свечкой в руке — ну, не взыщите…».
Это прямо-таки как высказывание одного из персонажей Достоевского с неблагозвучной фамилией: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с».
Лично для меня христианство – не только доктор Швейцер и Иоанн Павел II, но и патриарх Тихон (Белавин), и епископ Войно-Ясенецкий, и митрополит Антоний Сурожский, и священник Александр Мень, и православный философ и культуролог Сергей Аверинцев, и тысячи, тысячи православных подвижников, мучеников, строителей и созидателей.
5. СВОБОДА СЛОВА И МНЕНИЙ – БЕЗ ГРАНИЦ?
Дуня Миятович, представитель ОБСЕ по вопросу свободы СМИ:
«Обвинения в хулиганстве и религиозной ненависти не должны применяться для ограничения свободы выражения. Высказывания, независимо от их провокативности, сатиричности или болезненности касающейся темы, не должны ограничиваться, подавляться и ни в коем случае не должны приводить к заключению».
Сэр Пол Маккартни примкнул к защитникам Pussy Riot
Известный британский музыкант, один из солистов и автор многочисленных хитов легендарной группы The Beatles Пол Маккартни выступил в поддержку Pussy Riot, написав письмо его участницам, сообщает РБК. Текст послания опубликовал в своем Facebook российский продюсер Александр Чепарухин.
«Дорогие Надя, Катя и Маша. Я пишу, чтобы поддержать вас в это трудное время. Я хочу, чтобы вы знали: я очень надеюсь, что российские власти будут соблюдать принцип свободы слова для всех граждан вашей страны и не накажут вас за ваш протест», — говорится в послании.
Пол Маккартни также отметил, «что в цивилизованном мире многие люди имеют право высказывать свое мнение, если это не приносит никому вреда (выделено мною. – Н.А.)» и «это наилучшая практика для любого общества».
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Замечание общего порядка № 34, принятое на сессии Комитета по правам человека ООН 11-29 июля 2011г. Статья 19 «Свобода мнений и их выражения»:
«…пользование правом на свободное выражения своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. По этой причине допускаются две узкие области ограничения этого права, которые могут относится либо к уважению прав или репутации других лиц, либо к охране государственной безопасности, общественного порядка (ordre public) или здоровья и нравственности населения (выделено мною. – Н.А.)».
Мне так думается, что в данном пакте достаточно четко обозначена граница, которую не должна была переступать Pussy Riot. И куда же в оценках этой скандальной ситуации делось главное правило демократии: не заступать на территорию чужой свободы?
Максим Соколов, колумнист электронной газеты «Взгляд»:
«Снятие табу и расширение границ дозволенного проповедовал еще змий Адаму и Еве, причем весьма успешно — границы так расширились, что в мир пришли грех и смерть. Куратор Мефистофель, пропагандируя ученику идею «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5), присовокупляет в сторону: «Следуй этим словам, да змее, моей тетке, покорно, // Божье подобье свое растеряешь ты, друг мой, бесспорно»».
6. ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ?
Как бы теперь не открещивались участницы группы Pussy Riot от акции украинских феминисток, спиливших в Коиеве поклонный крест, родство между ними прослеживается вполне очевидное.
А.Эпштейн: «9 декабря 2011 года девушки из украинской группы «Femen» провели у Храма Христа Спасителя акцию «Боже, царя гони», непосредственно перекликающуюся с акцией «Pussy Riot». В обоих случаях не называвшие своих имен девушки – и только девушки – обращались к Богу («Femen») или Богоматери («Pussy Riot») с призывом отстранить от власти Владимира Путина».
А.Кураев:
«…Но вот пришел «момент истины». В Киеве защитница PR (Pussy Riot, – Н.А.) устроила акцию в их поддержку. Акция состояла в обрушении поклонного Креста, установленного в память жертв сталинских репрессий. Памятный крест установлен на холме над майданом Незалежности возле Октябрьского дворца в Киеве, где до войны находилось управление НКВД и в котором проходили расстрелы. Поражают и место и дата события: акция произошла накануне 18 августа – дня, когда православные поминают жертв террора и сталинских репрессий».
Далее он приводит статистику уничтожения:
«75 лет назад в августе 1937 года, началась кампания массовых репрессий, которая в отечественную историю вошла под названием Большой террор… В 1937 году арестовано 136.900 православных священнослужителей, из них расстреляно – 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно – 21.500».
Добавлю к сказанному, что в эти ужасающие цифры не вошли миряне – члены церковных десяток, певчие, близкие к храмам люди, не отказавшиеся от веры. В этот мартиролог вошел и брат моего деда – Михаил Тимофеевич Рюгин, житель села Мегра Белозерского района Вологодской области. Он был расстрелян в Ленинграде 9 октября 1937 года по делу изобретенной в недрах НКВД «Контрреволюционной повстанческой организации церковников». Вместе с ним в тот же день лишились жизни без малого 100 священников, монахинь, мирян из Белозерского и Кирилловского районов.
0 комментариев
Anonymous User
06.09.2012 в 10:50Бо-бо
06.09.2012 в 10:50В Белоруссии проблем намного больше, чем проблема Pussy Piot в России. Надо у себя бороться за свободу слова, а не влезать во внутренние дела огромной Российской Федерации
БЕ-БЕ
06.09.2012 в 14:33Правильно, не надо смотреть на больного огромного соседа, заразиться слабоумием можно.
БУ-БУ
20.09.2012 в 10:54Пора создавать Новый интернационал борьбы за свободу, а не заниматься изоляционизмом. Выпадаем из контекста.
kolya
03.10.2012 в 21:41Про Россию писать намного проще, проштудировав материалы СМИ — на том и стоят. Бред и непрофессионализм рулит. anonymous (IGLD-84-228-128-190.inter.net.il)