– Нет. Я еще стою на ногах, – пошутил он сразу, увидев придвинутый к себе стул. – В таком случае мне, пожалуйста, раскладушку…
Шутка мгновенно растопила некую напряженность, повисшую в воздухе во время ожидания. Ведь не каждый день к нам приезжает такой человек, прошедший путь от студента училища Щепкина до министра культуры РФ. Правда, сам Юрий Мефодьевич любит шутить, что «в министерском кресле недолго просидел, сами знаете почему». И ценит он более работу в театре и кино, чем свои многочисленные регалии.
Малый старше, чем большой
Свой новый 257-й сезон академический Малый театр начал с гастролей в Брест. Молодежную труппу привез сам руководитель, и 12 часов в поездке пролетели очень быстро. «С Юрием Мефодьевичем скучно не бывает, – тепло отзываются о своем «папе» актеры. – И время в его обществе летит незаметно».
Сам Соломин в Бресте уже был лет 25 назад, а вот молодежь – ни разу, потому в первый же день «сбежала» в Брестскую крепость.
–То, что они там увидели, их потрясло, – говорит Юрий Мефодьевич. – Вы молодцы, что сохранили память о прошедшей войне, что благоустроили территорию, поддерживаете порядок. В эмоциональном плане Брестская крепость лучше, чем сотни лекций о войне.
Но вернемся к Малому, который, оказывается, на 20 лет старше Большого. Сегодня в нем играют 130 артистов, 40 из которых – Народные и 37 — Заслуженные. Юрий Мефодьевич, в силу своей загруженности, в последнее время играет лишь одну роль – Фамусова в грибоедовском «Горе от ума». Очень много времени занимает основная работа – главного режиссера. К слову, он стал первым руководителем театра, которого избрал коллектив. До этого на подобные должности назначал Минкульт. И вот на избранном посту он уже почти 24 года, и такой довольно большой срок – залог доверия и уважения коллектива. Хотя, как сам Соломин признается, с актерами он поступает иногда очень жестко:
– Когда человек приходит ко мне по поводу болезни или каких-то житейских проблем, театр всегда оказывает помощь, никогда не бросит в трудную минуту. Но стоит прийти со своими капризами: почему меня не взяли на эту роль, а ту я играть не хочу, – в таких случаях я артистов даже не принимаю.
Бабушка читала Чехова
Малый театр, как известно, – приверженец классических произведений в классической постановке. Разве что пьесы Валентина Распутина составляют исключение из правил. И данную традицию Соломин оберегает и всячески защищает от нападок современных авторов и критиков.
– Я не понимаю, – говорит Юрий Мефодьевич, – когда в первом акте «Дядю Ваню» играют в традиционных костюмах, а во втором артисты выскакивают в черных свитерах с огромными цепями на шее. Так что, Чехов станет более понятным зрителю? Я помню, как мне бабушка читала Чехова – «Каштанку» – очень трогательно и проникновенно. Ведь Чехов писал раненую душу. Ее мы должны показывать в театре, а не внешнюю оболочку. Традиции нужно сохранять, на них вся жизнь держится. И театр. А без театра, как сказал Островский, нет нации.
58 лет рядом
О своей жене Ольге Соломин рассказывает с теплотой и юмором. У них похожие истории поступления в Щепкинское театральное училище: и его, и ее по сути не должны были взять, если учитывать результаты вступительных экзаменов. Но и Ольгу, и Юрия «прибрала» под свою опеку Вера Пашенная, которая была тогда главным «режиссером» вступительной кампании.
– И вот пришел я на первое занятие, – вспоминает Юрий Соломин, – сел, и урок начался. А Ольга умудрилась в первый же день на занятия опоздать. Она влетает в класс, растерянная, вертит головой по сторонам в поисках свободного места. А я ей говорю: «Сядь!» и показываю рукой – рядом. Она села. И вот уже 58 лет рядом сидит.
Ольга тоже работает в театре – режиссером-постановщиком. И на работе ей нет равных. Но дома, шутит Соломин, они практически не общаются, а только спорят на различные темы. Просто два совершенно разных человека! Но даже по физическим законам противоположности притягиваются, тем более что с любовью спорить бесполезно…
Артист на сцене не болеет
По количеству интересных историй, произошедших в жизни и запечатленных в памяти, Юрия Соломина можно смело выдвигать на соискателя рекордов Гиннесса. Он потрясающий рассказчик с неиссякаемым чувством юмора и безразмерным багажом историй. Я теперь понимаю, почему его артисты никогда не скучают в поездках. Им есть что слушать и есть чему учиться – ведь каждая история – как басня, со своей моралью, своим выводом.
А как он рассказывает о внутренней силе, живущей в каждом артисте!
– Я не понимаю, откуда она берется, – делает он удивленные глаза, – но артист на сцене не болеет. Помню, как я простыл и просто заходился от насморка, из носа лило и лило, особенно на сцене под светом софитов. А мне играть царя! Трон на спектакле обложили носовыми платками со всех сторон, я запихал их во все карманы своего одеяния. Выхожу на сцену – и, о чудо! – лить моментально перестает!.. Любовь зрителя обладает волшебным свойством исцелять, я в это верю…
…Дождавшись своей очереди за автографом, я протянула Соломину… нашу газету «БК» с заметкой о его приезде в Брест.
– Это ваша газета про меня? – несколько растерялся он. – Так что вам написать?
– Напишите «с любовью…», – сказала я, подразумевая, что это чувство должно быть взаимным. Ведь мы Соломина очень любим…
0 комментариев
Anonymous User
13.09.2012 в 09:06OLGA
13.09.2012 в 09:06а я так и не увидела Соломина, говорят, только по приглашениям пускали. пусть бы сделали встречу в каком-нибудь большом зале и для всех. его дествительно многие любят и многие хотели бы на него попасть. когда он еще к нам приедет? все таки возраст у него. может, больше и не увидим
ОЛЕГ
13.09.2012 в 12:10Встреча была в горисполкоме. И зачем туда народ пускать? Соломин человек неординарный, вдруг скажет что про власть, а народ неправильно поймет. Не пущать! И все тут. Тем более выборы на носу