Глянув на объемистый репертуар в афише фестиваля и осознав, что невозможно объять необъятное (шутка ли – 26 постановок за 7 дней), я успокоила разыгравшийся «аппетит» и решила выборочно посещать спектакли. Тем более что на таких пиршествах всегда боишься «объесться» и притупить восприятие. К тому же у читателя «БК» будет прекрасная возможность взглянуть на «Белую Вежу» не только с балкона зрителя (в моем лице), но и основательно разобрать спектакли с театральным критиком, обзорный материал которого планируется в «БК» после завершения фестиваля.
«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший»…
Итак, открытие. Переполненный донельзя большой зал БАТД – желающие разгадать тайны Мельпомены «зависали» даже в проходах. Специально прибывший по такому поводу столичный гость – зам. министра культуры Тадеуш Стружецкий – поздравил брестчан и гостей с большим праздником. Действительно, не каждый областной центр может похвалиться подобным глобальным мероприятием, а наша «Белая Вежа» смогла устоять в 17-й раз. И, судя по приветственной речи губернатора Константина Сумара, дальнейшая жизнь ей также гарантирована. Причем, как заявил Константин Андреевич, в ближайшие три года планируется решить вопрос о строительстве в Бресте большой сцены и большого зрительного зала. Ведь театры любят нашу публику. Она встречает овациями и гораздо теплее провожает. Она готова стоять даже в проходах, плакать и смеяться, дышать через раз, внимая каждому вздоху на сцене, и взрываться аплодисментами. Театры любят нашу публику. Вот если б еще не критики…
«А судьи кто?»…
Как сладок и мимолетен миг славы! Еще вчера зритель вызывал на бис участников «Горя от ума» из столичного Национального академического драматического театра им. Горького, а на следующий день режиссер лишь успевал отбиваться от претензий критиков, которые обрушились на него со всех сторон при обсуждении спектакля. Из «плюсов», пожалуй, отметили только детей, которые воспроизвели на сцене беззаботное детство Чацкого и Софьи, тем самым привнеся в классическую постановку свой Plus, как и требовалось по условиям фестиваля. А в остальном искусствоведы спектакль “положили на лопатки”, как борцы сумо, придавив огромным весом познаний театрального искусства. Так что минчане не по-классически осознали на себе «горе от ума». К слову, критики слетелись на фестиваль в большинстве своем уже не раз бывавшие на наших “Вежах” из Москвы, Минска, Украины. А вот жюри как раз состоит из новых лиц – исключительно сильной половины под предводительством Заслуженного артиста РБ, профессора Академии искусств Владимира Мищенчука.
“Сюда я больше не игрок”…
Позволю себе перефразировать Грибоедова, ибо вторничный вечерний спектакль Русского театра Эстонии как раз по-гоголевски назывался «Игроки» и в тон жюри фестиваля был в мужском обличье. Исключение составляла лишь немка Аделаида Ивановна, и та оказалась крапленой колодой карт. Для постановки в таллиннский театр специально из Перми пригласили уже знакомого брестчанам по прошлым фестивалям режиссера Сергея Федотова.
Мужчины на сцене вели себя, как настоящие представители грубого пола, – ели балык с икрой, пили, курили и под клубы настоящего дыма обсуждали глобальные планы по надувательству простачков, оправдываясь, что «это не плутовство, а тонкость ума». К тому же они постоянно чертыхались, по-брежневски целовались и обнимались гораздо эмоциональнее женщин. Словом, возбуждение азарта со сцены перескочило прямо в зрительный зал и держало публику до самого конца. Так и не терпелось узнать: кто же кого оставит в дураках?.. В благодарность зрители четыре раза вызывали артистов на бис, не жалея аплодисментов. Так что таллиннцы все-таки сорвали свой куш…
А на следующее утро критики «по косточкам» разложили спектакль, упрекнув в том, что не чувствовалось гоголевского духа, но отметив отличную сценографию. Ведь постановщики предусмотрели детали в костюмах (туфли в дырах и ноги без носков), в мебели а-ля гоголевских времен, и даже в репродукциях картин (один «Завтрак аристократа» чего стоит!).
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
И, конечно, зритель с нетерпением ждал третьего фестивального дня – ведь московский Малый для нас очень большой, тем более что приехал с труппой и знаменитый руководитель театра – Юрий Соломин. Пьеса по Распутину «Последний срок» – сама по себе сложная, не всякий театр возьмется ее ставить, а тут еще в ролях – одна молодежь (к слову, бывшие ученики Соломина). Жена Юрия Мефодьевича Ольга выступила режиссером-постановщиком, правда, не смогла приехать в Брест, приболела.
А молодежь играла деревню с лаем собак, кудахтаньем кур, мычанием коровы и под тренькание настоящей балалайки. Даже не играла, а жила на сцене, совершенно не замечая, что за ней кто-то наблюдает из зала. Спектакль тронул – зрители плакали. История об умирающей матери (ее тоже играла молодая актриса!) и детях, приехавших с нею проститься, не оставила равнодушным никого. Ведь «Последний срок» – он не для тех, кто оставляет бренный мир, а как раз для тех, кто продолжает в нем жить. Он для того, чтобы оставаться человеком…
А на следующее утро… Критики снова были в ударе, а точнее, в упомянутом стиле сумо. Но после многословных выпадов все их «силовые приемы» оказались распластанными на полу, ибо ответ держал сам Юрий Соломин.
– Это не серьезный разговор, – сказал он, парируя различные замечания по сценографии и т.д. – Главное в спектакле – это игра артистов, и совершенно не важно, какие там будут декорации и костюмы. И для нас главная оценка – это оценка зрителя. А он вчера плакал, я это видел. Значит, наша цель достигнута – спектакль до зрителя дошел.
Фото Миланы Харитоновой и Натальи Алейниковой
0 комментариев
Anonymous User
13.09.2012 в 09:12Зритель
13.09.2012 в 09:12Что правда то правда, критиков никто не любит. им вообще, кто-нибудь платит за то, что они обливают грязью все, что видят? Я бы на платил.
Тоже дилетант
13.09.2012 в 09:27О, курьер фото выложил. Я понимаю, это с трех спектаклей. А еще там что то с четвертого, это Мастер и Маргарита? Не попал, не было билетов. Курьер, можно еще фото и побольше? Интересно посмотреть хоть в интернете, на Белую Вежу ведь не все попали
Инга
13.09.2012 в 12:13Да, там «Мастер и Маргарита», всех приглашали на бал сатаны. но Булгаков по моему совсем другое хотел сказать. мне спектакль не очень понравился, хотя были интересные и впечатляющие моменты.
Надя
13.09.2012 в 19:20Маргарита жутко хрипела, будто голос где-то уже сорвала. А мастер какой-то совсем не впечатляет, старый цыган
Галина бланка
14.09.2012 в 14:55Газета первая выложила в инет фото, за что ей — респект. Странно, такой фестиваль, а информации нигде нет. Да сайты должны каждый день информировать как и что там идет. а тут полная тишина. Вот курьер только исключение, за что спасибо
гостьЯ
18.09.2012 в 09:14Галина Бланка, Вы, наверное, плохо смотрели) информация была на сайтах «Зари», «Брестской газеты», «Народной трибуны», информационного портала TOMIN.BY. Тексты и фото выкладывались практически одновременно, так что «курьер» не единственный в этом деле)
НЕКТО
20.09.2012 в 16:55Ну вот стоило курьер кому-то похвалить, как сразу наехали коллеги, или конкуренты? да еще объединились перед выборами прям холдинг создали. Заря над трибуной брестской газеты называется
Не критик
20.09.2012 в 16:59В защиту критиков хочу сказать, что они формируют у зрителей вкус. А то народ насмотрится всякой либерды, и какое общество у нас вырастет?