Правда, без осознания, что это театр абсурда и без чтения «Калигулы» Альбера Камю зрителю трудно было вписаться в рамки понимания, тем более что спектакль шел на украинском языке и 165 минут (!) с антрактом. Но даже по визуальному восприятию он публике понравился – овации переполняли зал на поклоне. А актеру, сыгравшему главную роль, Заслуженному артисту Украины Андрею Куделе публика уже заранее отдала свои сердца и приз зрительских симпатий. Так бурно еще никого на фестивале не принимали. Он сумел показать и трагичность, и комизм, а главное – абсурд тирании, причем самым обаятельным образом. И еще то, что римский император Калигула, вошедший в историю как самый жестокий и безрассудный, – лишь один из субъектов в истории человечества, повидавшей на своем веку немало подобных «героев». Ведь свою «абсурдную» пьесу Камю впервые написал в январе 1939-го, а чистовой вариант вывел в 45-м, после событий Второй мировой.
– Этот мир такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна луна, или счастье, или бессмертие – что угодно, пусть даже безумие – но не от мира сего, – говорит Калигула со сцены и творит беспредел. Килограммы газетной макулатуры летят в воздух. Черный пес (настоящий!) лает на патрициев. Отрубленные головы катятся с гильотины (одна даже упала в первый ряд). Бассейны с водой, принимающие то купающихся, то жертв. Двухъярусная кровать в ожидании оргий, римская баня с полками и вениками. Ходули, цепи, лестницы, лампы, красное полотнище, гремящие ведра, переходящая из рук в руки дубленка, танец маленьких лебедей в газетной пачке и еще куча всяких разных деталей, над которыми зритель еще долго будет думать: почему? И, возможно, найдет ответ – для себя. Так как само содержание «экзистенции» по определению – индивидуально и неповторимо и означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
А вот эстетику действа и удивительную пластику хореографии (Калигула тут еще и танцует!), думаю, воспринял даже не искушенный в экзистенциализме зритель. С точки зрения математики это чувствовалось по количеству криков «браво!» в конце спектакля, где даже выход на поклон актеров был оригинален.
Справка «БК»: гастрольные поездки ровенскому театру обходятся недешево. Например, только для доставки декораций «Калигулы» на фестиваль тратится более 8 тысяч гривен (!).
Фото — Натальи Алейниковой
0 комментариев
Anonymous User
14.09.2012 в 14:58DGOKER
14.09.2012 в 14:58Так там было круто глядя на фотки. я бы тож пошел, если б знал был тока на улице где все горело и на ходулях ходили дядьки в черном. понятного мало но интресно, факт
Андрей Куделя
14.09.2012 в 20:50Огромное спасибо за такие теплые слова и такой горячий прием! Надеюсь мы еще сможем показать вам наше творчество!
Олеся Бурдина
16.09.2012 в 15:42Андрей! Ваш спектакль , как никто другой был достоин такого приема. Искренне надеемся на новые встречи с вашим талантливым коллективом. Ну, и сама лично вступаю в фан-клуб «Любителей Императора»). Мой приз за «Лучшую мужскую роль» на фестивале — Ваш!
Иш
16.09.2012 в 16:28Здоровский спектакль! Самый лучший за весь фестиваль. К сожалению, Камю не читала, но все было достаточно понятно. Думаю, тут дело в привычке адекватно воспринимать абсурд.
В общем, если бы раздавала Гран-при, отдала бы его «Калигуле»! Все были прекрасны. Спасибо им, и пусть еще приезжают!
пс украинский был очень понятен. Лично мне было радостно от того, что привезли такой язык, который вроде как иностранный, но все понятно. 🙂
ENDRE
20.09.2012 в 17:12Странно, что гран при отдалине «Калигуле» Это действительно был самый сильный спектакль. «Макбет» неплох, но он уличный, там и слов то не было, все на визуальном восприятии. А здесь все очень гармонично было: игра актеров, декорации, костюмы, музыка и украинская дивная мова