Специальным дипломом лауреата от Международного жюри фестиваля «За сохранение лучших классических традиций русского психологического театра» награждён Народный артист СССР Ростислав Янковский за роль Фамусова в спектакле «Горе от ума» Национального академического русского театра им. Горького (Минск).
Специальный диплом «За актёрский дебют в классическом произведении» получил артист Брестского академического театра драмы Анатолий Баранник – исполнитель роли Холдена Колфилда в постановке «Над пропастью во ржи». Ему же был вручён приз спонсора фестиваля – МТС.
Гран-при жюри решило присудить спектаклю «Макбет, или Кто тот окровавленный человек» театра Biuro Podrozy (Польша). Впечатлениями о постановке поделиться не могу. К сожалению, кроме спин и затылков зрителей не видела ничего. По сложившейся традиции фестивальную программу будущей «Белой Вежи» откроет замечательный уличный театр из Познани.
Диплом лауреата за лучшую мужскую роль получил Олег Радавильский из Израиля. Театр «ZERO» предложил вниманию брестчан оригинальное сценическое воплощение культового японского писателя Кобо Абэ «Женщина в песках». Думается, что если бы этот спектакль попал в фестивальную афишу на день-два раньше, он был бы более обласкан критикой. Это элитарное аскетичное сценическое повествование, исследующее экзистенциальные глубины человеческого бытия, требует от зрителя сопричастности, совместной духовной работы. Критикам, успевшим к моменту встречи с израильтянами просмотреть более двух десятков спектаклей в фестивальном марафоне, не хватило уже ни сил, ни метафор для подробных высказываний.
Специальным дипломом критиков «Вышыня» отмечен спектакль «Калигула» Ровенского областного академического музыкально-драматического театра. В этой постановке слились все их ожидания: тут и классика, и плюс современная трактовка. Режиссёр С. Павлюк на материале экзистенциальной трагедии Камю выстроил собственное зрелище, актуальное как политический памфлет. Украинский критик Ю. Швец радостно отметил узнаваемость нравов в парламенте и чуть ли не портретное сходство некоторых патрициев с современными украинскими политиками. Сомневаюсь, право, что такие «домашние радости» стоит ставить в заслугу постановщику. Радость критиков, что весь метафорический ряд лежит на поверхности, легко читается, все цитаты (благо, что в театре плагиата не бывает) узнаваемы от цирка дю Солей до культовых постановок Романа Виктюка, что «всякое лыко в строку» и что мудрить не надо, докапываясь до смысловых глубин. Они существуют параллельно спектаклю в тексте Камю. Без сарказма стоит отметить исполнителя главной роли Андрея Куделя, который продемонстрировал смелость, профессионализм и выносливость, создавая образ Калигулы.
Диплом за лучшую женскую роль жюри вручило польской актрисе Алиции Домбровской из драматического театра им. А. Венгерки (Белосток). С одной стороны, не возразишь: действительно, блестящая работа. С другой стороны, удивишься. Ведь главное достоинство этого спектакля – редкий по силе актёрский ансамбль. Там на равных работают пять актрис. Именно в этом спектакле органично слились форма и содержание. Глубокая пьеса дала возможность актрисам «наиграться всласть», показать трагическую судьбу каждой героини, суровый быт и интриги закулисья, опьянение и творческий экстаз существования на подмостках. Здесь и выразительность пластики, чудные голоса, открытый темперамент; и высокая культура сценического костюма; здесь какая-то сказочная красота женских лиц в мерцающем свете свечей, а в синеватом освещении прожекторов лица сияют, как фарфоровые. Оригинальная музыка и саунд-дизайн Дамиана-Ниаген Линднера обволакивают действие мистической атмосферой, как будто перед нами ожившие духи актрис, явившихся из XVII века. В пространстве сцены удачно подобранные предметы создают волшебный образ театра, где всё преображается, где обшарпанная банкетка в гримерке на сцене выглядит позолоченным антиквариатом, где неуклюжая дебютантка превращается в королеву подмостков. Жюри отметило постановку дипломом в номинации «Лучший классический спектакль малых форм».
Мощный женский ансамбль «Театральных созданий» составил достойную конкуренцию не менее сильному мужскому ансамблю в спектакле «Игроки» Русского театра Эстонии из Таллинна. Не хочется обвинять жюри в гендерном пристрастии, но диплом лауреата за лучший ансамбль вручён эстонским актёрам. Безусловно, спектакль «Игроки» наряду с «Театральными созданиями» можно назвать событийным в рамках нынешней фестивальной программы. Формат газетной публикации, к сожалению, не позволяет сделать подробный разбор образцового во всех отношениях спектакля. Режиссёр С.Федотов не раз демонстрировал брестчанам умение работать с актёрским ансамблем, умение вынуть из пьесы глубокие смыслы, благо он всегда обращается к достойным пьесам. Вот и на этот раз в «Игроках» виртуозно выстроенный спектакль в спектакле. Публика оказывается втянутой в азартную игру целой труппы шулеров для одного зрителя – Ихарева (Даниил Зандберг). Ему-то кажется, что он участвует в игре, где картёжники обирают простодушного провинциала Глова-младшего (Иван Алексеев), а на самом деле обирают его, неосторожно проговорившегося о своём удачном выигрыше накануне. Восемь тысяч – хороший куш, ради которого можно пренебречь корпоративной солидарностью. Игра-обман, игра без правил — самая разрушительная из всех человеческих игр. Когда она возведена в закон, на котором строятся все человеческие отношения, рушится смысл жизни, человек погибает сначала морально, потом физически.
Лучшим классическим спектаклем для детей и подростков признан спектакль «Крылья для Дюймовочки» Полтавского академического областного театра кукол.
Теперь о тех, кто остался без наград и почему. В прошлом году в фестивальной программе появились две дипломные работы выпускников творческих вузов, в этом году их стало уже три: в спектакле «Мать» играют студенты из Еревана, в «Амазонии» студенты из Минска, а в постановке «Последний срок» — москвичи. Наверное, устроителям фестиваля следовало бы оставить эти спектакли за рамками конкурсной программы. Притом, что в каждом спектакле можно отметить некоторые достоинства, удачные актёрские работы, все они не выдерживают критики в формате международного театрального фестиваля.
Испытание классикой – пожалуй, с некоторыми оговорками – выдержали выпускники Щукинского училища, и то благодаря мощной поддержке педагога и художественного руководителя государственного академического Малого театра, Народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина. Основные проблемы спектакля связаны как раз с работой старшего поколения режиссёров-педагогов. Главным камнем преткновения оказалась сама проза Распутина. Перевод эпического жанра в драматический требует специальных навыков. Почему-то режиссёр-постановщик, профессор О. Соломина не воспользовалась авторской сценической версией, не обратилась к другим профессиональным драматургам, а доверилась студенческой инсценировке А.Колесниковой – исполнительницы главной роли. Какой бы уникальной ни проявила себя актриса Колесникова, но инсценировка получилась рыхлая, вялая, сентиментальная, распадающаяся на сцены-этюды. Эпическое пространство повести Распутина требует бытовых подробностей, визуальный ряд — кинематографической достоверности, а условность театрального языка сопротивляется. Концентрация сценического времени требует концентрации сценического действия, а эпическое время течет неторопливо – из бытия в вечность. Спектакль москвичей утонул в бытовых подробностях. Начинающие актёры с честью выдержали непосильный груз исполнительских задач: передать особенности говора и возрастной пластики героев, сыграть достоверность их бытового существования, а на донесение философских глубин прозы Распутина мастерства пока не хватило.
Московский областной театр им. Островского привёз на фестиваль премьеру «Таланты и поклонники». Нам показали не только драму из жизни провинциальных актёров двухвековой давности, но и все беды и пороки служителей подмостков, их покровителей и искренних почитателей, которые живее всех живых и по сей день: бедность, пьянство, зависимость, жертвенный путь к успеху. Демонстративная архаичность внешнего образа спектакля (художник В. Архипов), неторопливость повествования, узнаваемые хрестоматийные образы – всё это может разочаровать современного критика, ожидающего плюсика оригинальной трактовки к классическому тексту. Плюсика не было. Была пьеса Островского о провинциальных актёрах, добросовестно разыгранная провинциальными актёрами театра имени Островского, как будто временной поток нашей жизни сделал петлю и связал странный узелок: оказывается, в недрах провинциального бытия ничего не изменилось, разве что мужская мода и дамские шляпки.
С сожалением приходится заметить, что у исполнительницы главной роли Татьяны Белковец не нашлось времени прийти на обсуждение вместе с коллегами и встретиться с критиками. Да и у местных журналистов остались незаданные вопросы к землячке, а ведь Брест для неё не только родина, но и город, в котором наша Негина получила путёвку в профессию.
Самая дорогая и откровенно коммерческая постановка балетной труппы В. Михайловского из Санкт-Петербурга вызвала бурный восторг публики и негативную оценку специалистов. Танцовщики продемонстрировали завидное исполнительское мастерство и незаурядную смелость при исполнении классических женских партий в самых академических постановках. При этом артисты забавно спародировали некоторые ужимки и прыжки балетных див, выставили в карикатурном виде взаимоотношения исполнителей в канонических па-де-де. Кто оценил их юмор, получил удовольствие, кто ждал другого балета, был разочарован.
Афиша «Белой Вежи» не первый год заставляет специалистов задаваться вопросом, ставшим уже риторическим: а судьи кто? Кто отборщики? По каким критериям происходит отбор участников конкурсной программы? В этом году, как и в прошлые годы, афиша распадается на два формата: фестивальный и нефестивальный, выходящий за рамки профессиональных оценок. Из деликатности некоторые спектакли приходится обойти «фигурой умолчания». Но некоторые требуют сурового выговора. Самым ЧУДОВИЩНЫМ оказался «Маскарад» московского драматического Театра на Перовской. Такого антиискусства не приходилось ещё видеть на профессиональных подмостках. На его фоне тускнеют даже «Женихи» театра драмы им. Достоевского из Великого Новгорода и «Мастер и Маргарита» Кишинёвского театра «Satiricus”. В этих постановках имеет место «классика минус». Минус сценическая культура, вкус, чувство стиля и меры, минус элементарная профессиональная грамотность, плюс пошлость, вульгарность и непомерные амбиции создателей спектаклей. Хочется предостеречь устроителей будущей «Белой Вежи» от подобных ошибок впредь. Публика может раз или два купиться на дорогие билеты столичных «брэндовых» театров, в третий раз на эти грабли уже не наступит.
И ещё одна деликатная тема. В рамках фестивальной программы сложилась хорошая традиция — ежедневные обсуждения спектаклей в кругу критиков и театроведов. Однако состав бригады критиков в последние два года, как и фестивальная афиша, вызывает те же риторические вопросы: кто и почему посадил за один стол со специалистами непрофессионального человека? Среди критиков легко различаются люди «пишущие» и «говорящие». Жанр устной блиц-рецензии требует от специалиста особого навыка, тем более редко встречаются одарённые двумя талантами сразу. Слабости же становятся очевидными с первых минут общения. Право, мучение было слушать, как господин Ю.Швец разгребал ворох словесного мусора в поисках какой-нибудь внятной мысли. Наверное, надо, чтобы были специалисты из Украины и из России, но почему из Москвы приглашена менеджер И.Плотникова, которая увлечённо анализирует полиграфическую продукцию гостей, и не владеет навыками анализа спектакля? «Насмотренность» большого количества постановок создаёт культурный контекст рассуждениям о конкретной постановке, но одного контекста мало, хочется ещё и профессионального диагноза: есть ли искусство в данном спектакле, а если нет, то почему.
И всё же при всех замечаниях (а живое дело без них не обходится) семнадцатый фестиваль «Белая Вежа» испытание классикой выдержал, с чем и поздравляем устроителей.
Татьяна ЗАРЕМБО, театровед
0 комментариев
Anonymous User
19.09.2012 в 20:336урдин
19.09.2012 в 20:33Хоть в целом и согласен с автором, впечатление о статье испорчено прицельным наездом на критиков. Это наталкивает на мысли о возможных личных обидах и неутолённых амбициях автора статьи. Также хочется усомниться в авторитетном мнении театроведа, который столь мягко обошёлся с «балетом» и поделкой от Малого театра. Любителям некрофильных «разоблачтельных» статей о Веже, статья рекомендуется к перепосту.