Николай АЛЕКСАНДРОВ («БК») : Константин Андреевич, первый вопрос, который я хочу задать, касается выборов в Палату представителей Национального собрания, которые состоятся 23 сентября. Выборы и то, что им предшествует, – как раз та ситуация, когда активизируются партии и общественные движения. Во всяком случае, ряд партий выдвинули своих кандидатов на депутатские кресла в высшем органе законодательной власти. Власть и гражданское общество – возможен ли у нас диалог в этом направлении? Слышат ли стороны друг друга? И есть ли какая-либо конкретика в этой сфере?
— Николай Алексеевич, а Вы полагаете, что такого диалога у нас нет? Лично я бы так не сказал, а если быть точнее – то и категорически бы с этим не согласился.
Для начала давайте определимся, что Вы подразумеваете под гражданским обществом. Те партии и организации, которые критически настроены к нашей действительности, как это делает ряд негосударственных изданий? Или все общественные организации и формирования без деления их по отношению к действующей власти? Мне лично ближе второй подход, кому-то, в том числе Вашему изданию, первый.
И ещё. Я убежден, что основой любых отношений, и с властью в том числе, должен быть именно диалог.
Что касается того, слышат ли стороны друг друга. Начнем с актуального момента – избирательной кампании. В ее ходе кандидатам предоставлены возможности агитации и в печатных, и в электронных СМИ. Обратите внимание, что зачастую программы кандидатов идут в печатных изданиях на одних и тех же страницах, в один и тот же день. Думаю, этот пример показывает отсутствие предвзятости к кому-либо из тех, кто заявил свое желание побороться за место в Овальном зале парламента и дает равную возможность быть услышанным.
Если говорить в более широком смысле о поднятом вопросе – то, полагаю, что вопрос «слышимости» на линии «власть – общество» сегодня отработан до автоматизма. Регулярные прямые и горячие линии, приемы граждан руководителями любого ранга, реагирования на критические выступления в СМИ – все это свидетельства в пользу того, что власть для людей открыта, и нет оснований утверждать, будто чиновник глух к проблемам людей.
А именно на это я недавно натолкнулся, читая программы кандидатов. Цитирую: «Чиновник не слышит людей, работает на себя. А депутаты всех уровней своих избирателей сторонятся». Как можно человеку, идущему кандидатом на выборы, не знать о практике приемов граждан депутатами? Как не видеть и не слышать о графиках приема работниками исполкомов граждан по интересующим их вопросам? Получается, что либо человек действительно не владеет ситуацией, не читает газет, не слушает радио и не смотрит телевидение, что чести ему как кандидату не делает, — либо этот человек сознательно пытается исказить действительность, что еще хуже.
Сам факт нашей сегодняшней встречи является аргументом в пользу того, что нынешняя власть открыта для общения.
С другой стороны, – диалог подразумевает конструктивную основу. Такой диалог у власти довольно тесный с многотысячными объединениями ветеранов, женщин, офицеров, воинов-интернационалистов, инвалидов, организациями национально-культурного толка. В целом – более чем со 130 различными общественными формированиями. И это взаимодействие приносит свои плоды в различных сферах жизни общества. А вот от тех, кого Вы называете гражданским обществом, пока мы не слышим ничего, кроме огульного охаивания власти.
Александр ЛОГВИНОВИЧ («Заря»): : Константин Андреевич, от общенациональных событий предлагаю перейти к локальным проблемам. Жители Бреста неоднократно поднимали вопрос реконструкции очистных сооружений. Кстати, этой теме немало внимания уделяли практически все наши газеты. Скажите, когда эта проблема будет окончательно решена?
— Прежде всего хочу сказать, что эту проблему мы начали решать задолго до того, как она стала активно обсуждаться.
Напомню, что проектировать брестские очистные сооружения начали в 60-х годах прошлого века. Конечно, за эти десятилетия объем стоков значительно увеличился, в том числе изменился и их состав. Проблема непростая, но мы стараемся ее решать. Еще в 2008 году был разработан План мероприятий по реконструкции очистных сооружений г. Бреста, срок реализации которого – 2016-й год. С недавнего времени начал свою работу в Бресте мусороперерабатывающий завод. Предприятие занято переработкой не только текущих отходов, но и тех сотен тысяч тонн, которые накопились до введения в строй предприятия. Более того, из получаемого биогаза, который является возобновляемым ресурсом, вырабатывается электроэнергия, идущая на собственное потребление и продажу. Так, в среднем продается около 70% от общего объема. Например, за 8 месяцев текущего года заводом продано электроэнергии более чем на 7 млрд. рублей.
Возвращаясь непосредственно к вопросу, хочу добавить, что сейчас работает и ряд других проектов в этом направлении, многие разрабатываются на перспективу.
А вообще, модернизация очистных сооружений – не только очень непростое, но и дорогостоящее дело. Необходимый объем инвестиций — порядка 14,8 млн. евро. Однако по завершении всего комплекса работ брестские очистные сооружения будут соответствовать всем западноевропейским стандартам. Тогда и о неприятном запахе можно будет забыть.
Николай АЛЕКСАНДРОВ: Не так давно в «Комсомольской правде в Белоруссии» был опубликован материал «У российского бизнесмена забирают белорусский колхоз за плохие надои». Речь в нем шла об агрофирме «Петковичи» в Барановичском районе. Из публикации можно понять, что суть произошедшего – в нестыковке экономических подходов новых владельцев агрофирмы и административного стиля руководства со стороны райисполкома. Вот фрагмент из комментария директора «Петковичей», россиянина Олега Лаврушина: «Не мог понять, почему скот нужно сдавать на мясокомбинат в Березу, который находится за 180 километров от Петковичей, тратить солярку, когда в 18 километрах – Снов (мощное сельхозпредприятие со своим мясозаводом). Я созвонился, там говорят – не вопрос, привози, сдавай. Не успел я этих коров в машину загрузить, как звонят из райисполкома: что это ты надумал? Снов – это Минская область, а ты должен сдавать Брестской. Я им – а экономика? А мне – «какая экономика?»… В чем же все-таки причина произошедшего?
— Безусловно, у Олега Лаврушина своя правда, а у белорусской стороны – своя. Можно много говорить, но слова останутся словами, а факты – фактами. И некоторые я вам приведу.
Удой от коровы у предпринимателя в «Петковичах» в прошлом году составил 2.887 литров от коровы, в то время как средний по району – около пяти тысяч. «Петковичи» находились на 249 месте из 254 хозяйств области по удою от коровы.
Выход зерна с балло-гектара составил в прошлом году80 килограммовпри нормативе 145. И это – на одних из плодороднейших земель не то что района, а области!
Летом у прежнего хозяина корова давала6 литровмолока. Сейчас, осенью, казалось бы, надои должны были упасть, а они растут: при новом хозяине корова сейчас в хозяйстве дает10 литров.
Зарплаты у работников за короткий промежуток времени выросли почти в два раза, стали появляться премии, улучшилась трудовая дисциплина.
Я хочу подчеркнуть: у нас не будет приватизации ради приватизации, у нас не будет тех понятий, с которыми пришел к нам господин Лаврушин. К его методам управления больше подходит слово хозяйничанье, чем хозяйствование. Не солярку нужно было жалеть бывшему хозяину. Впору было пожалеть работников хозяйства, которые получали мизерную зарплату.
Вы упомянули, Николай Алексеевич, что бывший хозяин – россиянин. Я считаю, что неважно, кто будет хозяин, – россиянин, белорус или итальянец. Важно, что человек должен выполнять три условия, предусмотренные соответствующим Указом Президента: погашение задолженности, сохранение рабочих мест, обеспечение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. То есть, хозяин должен обеспечить эффективность работы, прибыль. Именно этого мы и не увидели.
По всей видимости, существовало просто желание урвать куш, не осознавая реалий белорусской действительности, где к сельскохозяйственной отрасли практикуются серьезные подходы, исключающие то отношение, которое показал Лаврушин.
Николай АЛЕКСАНДРОВ: Есть ли на Брестчине в аграрном секторе или промышленном другие примеры вхождения зарубежного капитала в управление агрофирмами или индустриальными предприятиями?
— Конечно, есть.
Если говорить об аграрной сфере, то это иностранные общества с ограниченной ответственностью «Белагрокультура» Ивацевичского и «БиссолоГабриэлеФарм» Кобринского районов (итальянский капитал), «Белдан» Ляховичского района (инвестиции Дании и Кипра), совместные общества с ограниченной ответственностью «Юнимилк Пружаны» Пружанского и «Беловежские сыры» Каменецкого районов (российские инвесторы). Эти предприятия сегодня имеют неплохие производственно-экономические показатели и наладили рентабельное производство.
Еще один пример – «Ляховичский молочный завод». Десять лет назад предприятие получило статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. На сегодняшний день это одно из ведущих предприятий области по производству технического казеина.
С 1994, когда было проведено акционирование завода «Брестгазоаппарат», контрольным пакетом акций владеет РАО «Газпром». Продукция предприятия пользуется постоянным спросом на постсоветском пространстве.
В качестве примера я привел те образцы, которые прошли проверку временем, но хочу отметить, что поиск инвестора – процесс постоянный. Так, сегодня прорабатывается вопрос продажи акций ОАО «Брестское пиво».
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Возвращаясь к теме выборов. Ряд кандидатов, критически настроенных к нынешним реалиям, говорят о «неоправданных бюджетных затратах на бюрократический аппарат»…
— Чистейшей воды предвыборный популизм. Как вы понимаете, я не понаслышке знаю о зарплатах чиновников. И назвать эти зарплаты запредельными может человек либо абсолютно несведущий, либо сознательный обманщик. Судите сами: за январь – июль 2012 года средняя заработная плата работников государственного управления области составила 3 млн. 290 тыс. рублей. Для людей, которые принимают решения и несут за них ответственность, – это не такие уж запредельные суммы. Скажем, водители БелАзов на «Граните», о которых так много писали наши газеты несколько месяцев назад, еще в ноябре 2011 года в среднем получали 4 млн. 400 тысяч рублей.
Кроме того, темпы роста заработной платы работников государственного управления также ниже, чем в целом по области и в бюджетной сфере, и отстают примерно на треть.
Так что тайной зарплаты чиновничества не являются. Большей тайной скорее являются доходы некоторых кандидатов в депутаты, которые годами не работают и тем не менее живут довольно неплохо. Им бы я посоветовал, прежде чем пытаться противопоставить чиновника народу, рассказать избирателю о своих средствах к существованию. Возможно, это тоже было бы интересно нашим гражданам. А кроме того, это дало бы некоторое представление о стиле жизни – публичном, когда вся твоя жизнь на виду – который в случае избрания станет их образом существования.
Кроме того, структуры органов местной власти «подстроены» под решение конкретных проблем людей. Численность штатов минимальна.
К примеру, возьмем отделы образования. В исполкомах, кроме его руководителя (заместитель и то не везде есть) в них работают специалист по учебной и воспитательной работе, по дошкольным учреждениям, по охране прав детей, по учебно-методическому обеспечению. Кого сокращать? Так и в других отделах.
А требования к госслужащему довольно высокие. Не все знают, что право поступления на работу в орган исполнительной власти претендент получает только после успешной сдачи специального экзамена. Не все его выдерживают, т.к. надо показать серьезную подготовку в вопросах управления, экономики, делопроизводства и др.
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Константин Андреевич, хочу затронуть еще одну проблему, интерес к которой в обществе остается стабильным – возможность безвизового пересечения границы для жителей приграничья. Как обстоят дела с этим вопросом?
— Еще 12 февраля 2010 года в Варшаве был подписан Договор между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о Правилах приграничного движения.
Однако с реализацией договора на практике получилась определенная задержка. Она вызвана, во-первых, объективными организационно-техническими и финансовыми проблемами, а во-вторых, во многом обусловлена той позицией, которую заняло руководство Польши в отношении Беларуси, а это торможение либо сворачивание и официальных контактов, и технической помощи, без которой скорая реализация на практике правил приграничного движения нереальна.
Ведь не по белорусской, а именно по польской инициативе был возвращен визовый режим между странами. Польская сторона установила стоимость консульского сбора за шенгенскую визу в размере 60 евро. Все эти шаги реально ухудшили ситуацию с пересечением границы. То есть, по сути, предпринимаются шаги, которые не позволяют жителям приграничья воспользоваться плюсами приграничья. При этом я имею в виду не только белорусов, но и жителей Польши. Ведь восточные регионы страны, традиционно менее богатые, чем западные, только выиграли бы от более частых контактов с белорусскими партнерами.
И еще на одном нюансе хочу остановиться. Наши земляки, ожидая введения в действие правил приграничного движения, часто связывают с ним радужные планы трудоустройства и учебы в зарубежье, поездки за покупками и т.д. Но в реальности договор о приграничном движении таких прав не дает, поэтому не стоит заранее обольщаться, чтобы потом не постигло разочарование.
Соответствующее удостоверение даст право посещать Польшу в пределах 30-километровой зоны от линии границы. Причем нарушение этого правила влечет серьезные последствия – вплоть до запрета на въезд в страну.
Учиться и работать в Польше с таким удостоверением нельзя, товары провозить – тоже. Для всего этого нужна полноценная виза. Что, кстати, подтверждает пример аналогичного соглашения с Латвией, где «нормальных» виз в десятки раз больше, чем пропусков для малого приграничного движения. А тридцать километров в Латвии – это не30 километровв Польше. Это чуть ли не полстраны, но, тем не менее, популярности этот факт пропускам не добавляет.
Но, тем не менее, я верю, что рано или поздно (лучше, конечно, если раньше) отношения между нашими странами станут более комфортными. Потому и предусматривается нами в перечне объектов восстановление Тереспольского подвесного моста через реку Буг.
В перспективе, по мере развития приграничного движения между Беларусью и Польшей через восстановленный Тереспольский мост, остров Пограничный, левый рукав реки Западный Буг планируется создание международного пограничного пешеходно-велосипедного перехода «Брест – Тересполь».
На уровне регионов города Бреста и Люблинского воеводства проведены совместные консультационные встречи и обсуждения.
Владимир ШПАРЛО «Вечерний Брест»: : Брестчину в высшем законодательном органе страны представляют 16 депутатов. Это число останется неизменным и после окончания нынешней избирательной кампании. Как областные власти помогают депутатам Палаты представителей реализовать предвыборные наказы их избирателей, принимая во внимание то обстоятельство, что сами депутаты не имеют рычагов воздействия на органы власти и никаких административных ресурсов?
— Что касается рычагов воздействия – я не сказал бы, что их нет. Изложит, например, депутат насущные проблемы в беседе с редактором «Вечернего Бреста» — вот и один из реальных рычагов воздействия. А что касается работы исполнительной власти с депутатами Палаты представителей по реализации наказов избирателей, то в области уже сложилась определенная система.
После окончания выборной кампании депутаты передают в облисполком информацию о поступивших наказах, замечаниях и предложениях избирателей. Эта информация анализируется областными службами и затем материализуется в виде плана мероприятий облисполкома по их реализации по уровням ответственности и срокам исполнения. Все, что может быть реализовано на местном уровне, поручается для решения городским, районным и сельским исполнительным комитетам. Мероприятия, требующие существенных материальных затрат, с учетом реальных финансовых возможностей включаются в перспективные планы на последующие годы. По вопросам, требующим решения правительства или изменений нормативно-правовой базы, готовятся соответствующие обращения в республиканские органы управления. А затем депутаты совместно с органами власти осуществляют контроль за выполнением намеченных мероприятий, а также способствуют их решению, совершенствуя законодательную базу.
В ходе избирательной кампании кандидаты говорят о тех проблемах, которые хорошо известны исполнительной власти. И чаще всего по ним уже наработаны пути решений, приняты соответствующие программы, изыскивается финансирование. Но слова – это слова, а дела – это дела. Можно тысячу раз сказать, «я буду содействовать финансированию строительства Западного обхода в Бресте» или «буду добиваться строительства очистных сооружений», но от этого ничего не изменится. Хотя бы потому, что любое строительство идет по графику, с соблюдением технологий процесса. Под него выделяются нужные деньги из заранее предусмотренных источников. Жаль, что многие кандидаты об этом просто понятия не имеют.
Так что это постоянная кропотливая работа, направленная на улучшение качества жизни жителей области.
Хочу добавить, что уже сделано в этом направлении немало, это видно невооруженным глазом, и планы на ближайшие годы тоже вполне достойные и реалистичные. И залогом их выполнения является, прежде всего, повышение эффективности экономики. Будем реализовывать это благодаря созданию новых производств с высокой добавленной стоимостью, а также модернизации уже существующего промышленного сектора. В текущей пятилетке планируем уделить особое внимание таким направлениям, как более полное использование природного потенциала региона и максимальное использование благоприятного географического положения. Все это будет способствовать выполнению поставленной главой государства задачи по достижению к 2015 году выработки на одного работающего не менее 60 тыс. долларов и, соответственно, увеличению заработной платы и росту благосостояния наших граждан.
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы снизить стоимость жилья при его строительстве, которая сегодня достаточно высока?
— Местные органы власти ведут постоянную работу, направленную на снижение стоимости жилищного строительства, осуществляемого с господдержкой. Так, уплотняется существующая застройка, что позволяет задействовать уже имеющиеся инженерные коммуникации и не строить новые. Применяем типовые проекты, которые уменьшают затраты на проектирование. За счет бюджета проектируем и строим инженерные сети и проводим благоустройство.
Правительством на этот год установлена предельная стоимость квадратного метра жилья, которое строится с господдержкой. Это 3.880.000 руб. И на следующий год существенного увеличения не планируется.
Мы также ведем постоянный контроль за соблюдением предельной нормативной стоимости одного квадратного метра такого жилья. Он осуществляется ещё на этапе проектирования. Проекты, превышающие установленный показатель, возвращаются на корректировку с целью снижения стоимости.
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Многие, наверно, помнят времена, когда наша область в достаточной мере была обеспечена детскими дошкольными учреждениями. Но затем по известным причинам часть из них закрылась, была продана или перепрофилирована. И вот снова, особенно в спальных районах больших городов, ощущается нехватка мест в детских садах. Что делается в нашей области по решению этой актуальной проблемы? Возможно, есть смысл вернуть к жизни «законсервированные» некогда здания детских дошкольных учреждений?
— В нашей области работают 487 учреждений дошкольного образования. Причем мы имеем сегодня мест по количеству больше, чем нуждающихся. Например, проблема в ряде городов — Брест, Барановичи, Пинск — связана с тем, что в результате строительства новых микрорайонов произошло перераспределение нагрузки с центра на новостройки. Я хочу, чтобы вы понимали — сегодня мы открываем там объекты не столько из-за нехватки мест, сколько ради удобства и комфорта, чтобы можно было отправить ребенка в сад рядом с домом, а не везти через весь город.
А если говорить в целом, то власти предпринимают все меры, чтобы разрешить назревшую проблему. В прошлом году введено в строй учреждение дошкольного образования в д. Ольшаны Столинского района, в нынешнем завершатся строительство детских садов в Бресте и Пинске, а также в Столинском районе (на 260, 170 и 20 мест). В этом месяце переведены из детских садов в школы 38 первых классов, что позволило дополнительно предоставить дошкольникам 760 мест. Одновременно в нашей области ведется целенаправленная работа по реорганизации малокомплектных школ в учебно-педагогические комплексы «Детский сад-школа» путем размещения садика на свободных площадках школы. Всего в области функционирует уже 115 таких комплексов, в которых воспитывается около 3,5 тысяч детей.
За текущую пятилетку планируем построить 25 новых учреждений дошкольного образования. Если говорить о г. Бресте, то в текущей пятилетке будут построены детские сады в микрорайонах «Юго-Запад-3», «Юго-Запад-4», «Дубровка», «Вулька-3», что позволит увеличить число мест на 1080. Уже введен в строй детский сад в микрорайоне «Юго-Запад-4» на 260 мест.
Действительно, до 2003 года в Бресте было перепрофилировано или закрыто 15 учреждений дошкольного образования. Это делалось из-за резкого снижения количества детей дошкольного возраста, а также по причине аварийности зданий. Сегодня возвратить изначальное назначение данных зданий не представляется возможным. И не только потому, что они задействованы под другие цели, но и из-за того, что экономически целесообразнее осуществить строительство новых учреждений, чем перепрофилировать старые.
Возможно, стоит практиковать другие пути устранения дефицита мест в детских садах: перераспределять детей в учреждения тех микрорайонов, где складывается неблагоприятная демографическая ситуация; развивать новые формы дошкольного образования — группы по досмотру за детьми дошкольного возраста, располагающиеся на базе типовых 3 — 4 комнатных квартир в домах микрорайонов жилой застройки… Словом, в этом важном деле должна быть более гибкая политика. Мы будем делать всё возможное, чтобы темпы роста строительства детских дошкольных учреждений не отставали от темпов массовой жилищной застройки.
Владимир ШПАРЛО: Не за горами новый отопительный сезон. По всей видимости, он ознаменуется ростом расходов предприятий и населения на жилищно-коммунальные услуги, введением новых лимитов на потребление тех или иных коммунальных благ. Уже объявлено о том, что мы идем к повышению процента возмещения реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг населением. Какими мерами власти области намерены компенсировать или смягчить эти потери населения? И ожидается ли приход частника в сферу ЖКХ?
— Скажите, а в чем тогда смысл повышения процента возмещения стоимости услуг ЖКХ, если государство в результате все равно будет компенсировать их стоимость? Кроме того, я бы не стал называть плату за оказанные услуги «потерями». Потери – это одно, а оплата – совершенно другое.
Вариант решения проблемы был предложен главой государства на недавнем совещании о работе экономики: подходить к решению вопроса дифференцированно. Человек, который прилично зарабатывает, должен платить не 25-30% стоимости коммунальных услуг, а все 100%.
В постепенном отказе от субсидирования коммунальных услуг есть и очевидные плюсы. Если сегодня населением покрывается порядка 20% затрат, то отсюда возникает дефицит финансовых средств на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда. По мере наращивания процента покрываемости оплаты из средств населения острота обозначенной проблемы будет снижаться.
Насчет частника в ЖКХ. Я помню, что около месяца назад данному вопросу «Вечерний Брест» посвятил обстоятельный материал, и для вашего читателя, Владимир Сергеевич, не секрет, что государство готово сегодня пойти на такой шаг, как отказ от своей монополии в данной отрасли. Что-либо прогнозировать сегодня трудно, первые выводы можно будет делать, увидев шаги в обозначенном направлении. В любом случае, неважно, кто будет представлять сферу – частник или государство, в любом случае мы будем дифференцированно уходить от субсидирования платы за коммунальные услуги.
Но я полагаю, что вне зависимости от политической конъюнктуры мы должны осознавать, что коммунальные услуги стоят денег и за них нужно платить.
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Константин Андреевич, на протяжении последних нескольких лет регулярно поднимается вопрос работы брестского общественного транспорта. На Ваш взгляд, удалось ли сдвинуть дело с мертвой точки и хоть как-то снять актуальность этой проблемы?
— Считаю, что за последнее время местной власти и транспортникам удалось сделать немало для развития этой сферы. Однако проблема окончательно не снята и работать еще есть над чем.
В ходе мониторинга институтом «Транстехника» маршрутной сети областного центра уровень транспортного обслуживания населения был оценен как хороший. По рекомендации института был реализован ряд мер по оптимизации работы общественного транспорта. В частности, было изменено время работы 11 предприятий и организаций города, вносятся изменения в действующую маршрутную сеть.
К тому же, за последние три года автобусному и троллейбусному паркам удалось приобрести 87 единиц подвижного состава. Вместе с тем, нам еще нужно заменить 38 троллейбусов. В этом году планируем приобрести 4 троллейбуса — на эти цели из бюджета выделено более 7,5 млрд. рублей.
Еще одна проблема транспортной сферы – нехватка водителей. Сегодня автобусному парку требуются 39 водителей, троллейбусному – 20.
Мы эту проблему знаем и будем решать её – и по кадрам, и по заработной плате.
Полагаю также, что актуальность проблемы несколько снизится и после того, как будет открыт новый троллейбусный маршрут, который свяжет «Восток» и «Ковалево» с центром города. Также большие надежды связываем со строительством нового моста через Мухавец в рамках первой очереди значимого транспортного проекта «Западный обход г.Бреста» (оно должно завершиться уже через год), а также с вводом в эксплуатацию в октябре месяце обновленной улицы Л-та Рябцева с четырехполосным движением.
Николай АЛЕКСАНДРОВ: В настоящее время в Брестском регионе достаточно остро стоит вопрос инвестиций. Экономике, да и социальной сфере необходимы немалые рыночные инъекции помимо бюджетных. Что реализуется в этом направлении властями всех уровней? Какие проблемы возникают в диалоге с зарубежными инвесторами? И каковы перспективы?
— Инвестиционная политика в области направлена на развитие экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем региона. Перед областью стоят задачи, для решения которых требуются новые инвестиции. О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности инвесторов, в том числе и иностранных, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях.
Растет ежегодное поступление иностранных инвестиций в экономику региона. Так, если по итогам 2002 года в область было привлечено 14 миллионов долларов США, то в 2011 – более 200 миллионов.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, прежде всего в Европе, инвесторы продолжают работать над заявленными инициативами и создавать новые предприятия и производства.
Так, в областном центре в текущем году начинается строительство ТЭЦ мощностью 400 МВт с участием итальянского капитала.
В городе Барановичи продолжается реализация проекта с привлечением средств Европейского банка реконструкции и развития по строительству комплекса сооружений по стабилизации осадков (метантенки) КУПП «Водоканал».
Ведется подготовительная работа по заключению инвестиционного договора с американской корпорацией «Exide Technologies» по реализации инвестиционного проекта «Создание полного цикла производства аккумуляторов в Республике Беларусь» в г. Пинске.
В Каменецком районе с участием итальянского капитала завершается реализация проекта по созданию высокотехнологичного производства полимерного рукава.
В текущем году планируется начать выпуск флизелина в Дрогичинском районе. Проект реализован с привлечением китайских инвестиций.
В Микашевичах Лунинецкого района осуществляется строительство завода по производству гранитного щебня и строительных материалов.
В Березовском районе успешно реализуется проект по реконструкции завода по переработке отходов животного происхождения.
В Ивацевичах реализуется инвестиционный проект по строительству на ОАО «Ивацевичдрев» цеха по производству древесностружечных и ламинированных плит, что позволит полностью обеспечить плитами ДСП внутренний рынок, а со временем — и экспортировать некоторую часть этой востребованной продукции.
В Барановичском районе идет строительство объектов придорожного сервиса — автозаправочных станций — на трассе М1/Е30 с участием российского капитала, а также строительство цеха инкубации, реконструкция и техперевооружение производства ОАО «Птицефабрика «Дружба».
Строительство деревообрабатывающего производства в районе д.Збунин предприятием «Городник», а также завершение строительства и реконструкция производственных объектов ОАО «Комаровка» реализуются в Брестском районе.
В Ганцевичском районе проводится модернизация существующего производства комбината панельного домостроения, начинается строительство индустриального комплекса по выращиванию осетровых рыб на базе рыбхоза «Полесье» в Пинском районе.
В Ивановском планируется расширение производства ООО «Евросиликат», в Ляховичском — агропредприятия «Белдан», в Жабинковском – строительство завода по выпуску комбикормов тонких рецептов.
В Кобринском районе идет строительство производственно-складского комплекса предприятия «ПП Полесье», в Столинском — модернизация Горынского агрокомбината.
В Пружанском завершается техническое перевооружение цеха первичной обработки льна на льнозаводе.
Планируется к завершению в следующем году комплексное освоение месторождения «Хотиславское» в Малоритском районе.
Продолжается работа с итальянскими компаниями, в том числе по созданию на территории СЭЗ «Брест» итальянского промышленного округа, а также мультимодального логистического комплекса. Кроме того, развивают свои проекты и те инвесторы, которые уже давно работают в СЭЗе. Расширяется СП «Санта Бремор» с дополнительной организацией производства черной икры. Увеличивают свои мощности по производству строительных материалов другие инвесторы.
Как видите, я привел примеры по всем регионам области. Но и это далеко не все. На сегодняшний день нами заключено более 120 инвестиционных договоров со сроком реализации до 2015 года.
Мы готовы к открытому диалогу с иностранными инвесторами, готовы слышать наших партнеров. Единственным условием с нашей стороны было и остается соблюдение экономических интересов Республики Беларусь.
Николай АЛЕКСАНДРОВ: В малых городах, согласно не столь давним решениям правительства, предоставляются значительные льготы в развитии малого и среднего бизнеса. Есть ли уже какие-то результаты от этих нововведений? И каковы ожидания в целом по развитию предпринимательства в глубинке?
— В целях создания более благоприятных условий для развития бизнеса в регионах принят соответствующий Декрет Президента Республики Беларусь, согласно которому коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере производства и услуг, в течение 7 лет освобождаются от уплаты налога на прибыль, подоходного налога, налога на недвижимость и др.
Декретом также предусмотрено освобождение от ввозных пошлин и налога на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию страны в качестве вклада в уставные фонды зарегистрированных там коммерческих организаций. Условием для применения этих льгот является подтверждение облисполкома.
Декрет вступил в силу 1 июля текущего года. За это время уже выдано 41 подтверждение. При этом 11 организаций из обратившихся созданы в 2012 году, что прямо свидетельствует о наличии интереса к установленным льготам.
В целом хочу отметить положительную динамику развития предпринимательства. За первое полугодие 2012 года в области зарегистрировано 702 коммерческие организации, что на 23% больше, чем за соответствующий период прошлого года, из них 92 – в малых городах. Также в первом полугодии создано 96 новых промышленных предприятий, в том числе в малых городах и сельской местности – 48. Субъектами малого предпринимательства создано 5864 новых рабочих места, в том числе в малых городах – 1109.
Кроме всего, я бы хотел несколько расширить ответ, не сосредотачивая его исключительно на предпринимательстве, а в целом сказать о малых городах. За пятилетку в поселениях подобного типа должно быть создано 20,5 тыс. новых рабочих мест, а средняя заработная плата вырасти в 2,4 раза. Ответственная задача стоит и на ближайшую перспективу — в 2013 году обеспечить создание в каждом районе не менее 10 организаций в производственной сфере.
Добавлю также, что мы продолжим модернизацию предприятий, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.
Владимир ШПАРЛО: Константин Андреевич, почему возведение моста через реку Мухавец и строительство Западного обхода г. Бреста идут довольно медленно? Как Вы считаете, с вводом в эксплуатацию этих объектов будут ли решены транспортные проблемы в областном центре?
— Работы не идут медленно, они идут даже с некоторым опережением графика. В соответствии с Указом Президента, проектирование и строительство Западного обхода г. Бреста ведутся параллельно, что позволяет существенно сократить время на организацию и проведение работ. Причем, согласитесь, сильно торопиться при реализации столь масштабного проекта не стоит, ведь делается это на большую перспективу, а потому работы должны вестись максимально качественно. О масштабе свидетельствует стоимость всей стройки – один триллион рублей, 75 процентов финансирования осуществляется из республиканского бюджета, 25 – из областного.
Первая очередь строительства – а это участок от Варшавского шоссе до улицы Гоголя и мост через реку Мухавец – будет завершена в следующем году. Вне всяких сомнений, это позволит значительно уменьшить транспортную нагрузку на участках, где в часы «пик» образуются «пробки» — это бульвар Космонавтов, бульвар Шевченко с выходом на мост через реку, проспект Машерова. В какой-то степени это поможет оптимизировать транспортные потоки, организовать их в южном направлении с выходом на Ковельское и Домачевское шоссе. И еще один плюс: транзит транспорта через центральную часть города в связи с этим будет сведен до минимума.
В настоящее время строительные работы ведутся по всему участку первой очереди автодороги, а также на опорах будущего моста. Осуществляется вынос и переустройство инженерных коммуникаций, попадающих под трассу автодороги в пойме Мухавца.
Что же касается второй очереди – участок от улицы Гоголя через улицы Зубачева и Героев Обороны Брестской Крепости со строительством путепровода через железную дорогу и далее по улице Смирнова до трассы М-1 – то ее завершим в 2015-м году. Еще раз подчеркну: объемы работ колоссальные. Только в этом году на данном объекте будет освоено 87 млрд. рублей.
Александр ЛОГВИНОВИЧ: Лекарства для больных людей — это товар первейшей необходимости, один из способов поддержания качества жизни. Почему же у нас постоянно растут цены на лекарственные препараты, особенно — импортные? Отслеживает ли кто-нибудь их рост? Настораживает и тот факт, что все больше становится платных медицинских услуг. Не вытеснят ли со временем они бесплатную медицину?
— У нас принимаются возможные меры по сдерживанию роста цен на лекарственные средства, в том числе путем снижения надбавок с учетом сложившегося уровня цен на фармацевтическом рынке.
При формировании оптовых цен на лекарства отечественных заводов-изготовителей для отпуска учреждениям здравоохранения за бюджетные средства применяется максимальная оптовая надбавка, не превышающая 5%, на импортные лекарственные средства — 8 — 9% и ниже.
Безусловно, в области проводится мониторинг розничных цен на лекарственные средства по перечню, утвержденному приказом Минздрава РБ. Это касается аптек всех форм собственности.
Хочу сказать, что сегодня промышленность, которая выпускает у нас в стране лекарственные препараты, подчинена Минздраву. Потому их выпуск, ценообразование и качество находятся под пристальным контролем. Добавлю также, что с учетом обновления материально-технической базы заводов-изготовителей качество отечественных препаратов соответствует качеству зарубежных аналогов.
Что касается второй части вопроса — о росте платных медицинских услуг, то хочу напомнить всем жителям Брестчины, что в соответствии с законом граждане нашей страны имеют право на доступное медицинское обслуживание. Оно обеспечивает предоставление бесплатной медпомощи на основании государственных минимальных стандартов в области здравоохранения в его госучреждениях. Основные виды услуг по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медпомощи, осуществляемые госучреждениями здравоохранения бесплатно, определены соответствующими нормативными документами.
Хочу обратить особое внимание на то, что сегодня без малого четверть областного бюджета мы направляем на медицину.
А платные медицинские услуги — это дополнительное приложение к гарантированному государством объему бесплатной медпомощи. Они адресованы прежде всего тем, кто, имея финансовые возможности, желает оперативно, без очереди попасть на какое-то диагностическое обследование, прием к специалисту, сделать анализы. И это, по-моему, нормальное явление, когда у человека есть выбор. Естественно, превалировать у нас будет бесплатная медпомощь, что, как было уже сказано, гарантировано государством.
Николай АЛЕКСАНДРОВ: Каковы Ваши ожидания от выборов? На что новый состав парламента должен обратить внимание в первую очередь и какие законы принять?
— Ожидание одно – то, что наш избиратель выберет достойный парламент, состоящий из профессионалов. Что наши земляки 23 сентября заявят себя как граждане, небезразличные к дальнейшим путям развития Беларуси. А небезразличие в этот день можно показать только одним способом – выразить свою волю на избирательном участке.
А что касается законов, которые необходимо принять, – давайте оставим этот вопрос новому депутатскому корпусу. Я уверен, что новый созыв Палаты представителей, так же как и их предшественники, в своей законотворческой деятельности будут исходить из интересов людей и тех проблем, которые высказывают избиратели на встречах с депутатом и которые необходимо решать.
Хочу пожелать всем нам в день выборов мудрости для правильного выбора, чтобы следующие четыре года страна могла слаженно и поступательно двигаться вперед по пути укрепления и развития государственности.
0 комментариев
Anonymous User
24.09.2012 в 15:21павел
24.09.2012 в 15:21г-н Сумар! А ведь когда-то я знал Вас, как порядочного человека и уважал….