Все познается в сравнении
На утро понедельника были очереди на въезд, причем, для грузового транспорта. Больше всего – на ПТО «Берестовица» — 500 машин. «Брузги» и «Козловичи», соответственно, 400 и 100. На каждом из пяти пунктов выезда в Литву и Латвию было не меньше 300 грузовиков. Это по официальной информации Госпогранкомитета РБ.
А вот для легковых машин затруднений практически не было. Украинская граница была совершенно свободна.
Наиболее актуальную информацию можно получить с сайта нашего Государственного пограничного комитета – http://gpk.gov.by/border/ppr/.
Она предоставляется оперативно, выражена как в форме таблицы, так и графически. Однако для сравнения можно воспользоваться информацией Таможенной палаты в Белостоке, представленной на нескольких языках, в том числе и на русском – http://granica.gov.pl/.
Арифметическая задача
В отличие от белорусского источника, на польском сайте отображается приблизительное время ожидания на границе, обновляется она четыре раза в день. Доводится информация о количестве оформленных транспортных средств 2 раза в день, в конце каждой смены (днем и ночью — каждые 12 часов). На то же утро понедельника сообщалось, что время ожидания для грузовых машин, которые намереваются въехать в Беларусь, составляет около 23-30 часов.
Примечательно и то, что там есть информация о состоянии дел на российско-польской границе. Так вот, на въезд в Россию, в Калининградскую область, никаких очередей нет.
Очень интересно, что польская сторона проблему подает в виде арифметической задачи. Например: «В пункте пропуска в Кузнице находится 90 грузовых средств транспорта, а перед переходом ждёт 20 грузовиков; среднее количество средств транспорта, оформленных за смену, составляет 200; расчётное время ожидания пересечения границы в вышеуказанном случае составляет…». Сколько оно составляет, — теперь вычислит и школьник.
Почему они возникают?
Следует отметить, что были очереди и побольше. Они имеют обыкновение возникать в силу логистики или по причине сезонной конъюнктуры рынка.
Одной из причин является стоимость горючего, которое ниже в Беларуси. На одной заправке можно доехать до Нидерландов, если выезжаешь через Литву. При выезде через Польшу есть ограничения по литражу заправки. Почему такая разница у двух стран Евросоюза – можно догадаться: скорее всего, срабатывает фактор конкуренции. Кроме того, у каждой страны свои приоритеты в наполнении бюджета. Если убрать ограничения, по примеру Литвы, можно перетянуть к себе транзитный поток. Но при этом неизбежны потери из-за «соляровозов». А ввод ограничений, по примеру Польши, приводит к тому, что часть «большого транзита» уходит. Кроме того, длину очередей регулируют периодические всплески активности таможни. Чем строже контроль – тем меньше очереди. Ну и, конечно, перед праздниками, когда покупатели более активны, например, перед Рождеством, без очередей никак, особенно на въезд.
А вывод такой: очереди были и будут. Пока существуют границы…
Ответить