…Расставшись с первым мужем, вышла замуж за знаменитого итальянского художника-сюрреалиста Джорджо де Кирико. Затем увлеклась археологией. Вместе с третьим мужем – тоже археологом – Гвидо Кальца – основала Музей древностей Остии. За вклад в итальянскую культуру была удостоена золотой медали Института искусств и культуры Италии.
Жалость-то какая! Интереснейшая ведь жизнь была у нашей сегодняшней героини «Фамильного древа»! А информации – кот наплакал. И даже фото нет! И что еще обиднее – по утверждению итальянского исследователя Антонеллы д`Амелиа, директора Центра «Россия – Италия», существует дневник, до сих пор не опубликованный, этой неординарной женщины, отличающийся событийной насыщенностью и обилием точных деталей в изображении культурной жизни Германии, Франции и Италии того времени. А ведь одно перечисление имен мужей и их друзей, в чьих лучах славы она купалась, чего стоит! Хоть ищи ковер-самолет да сам отправляйся во Францию и Италию, чтобы свести концы с концами этой удивительной судьбы. Ну, не к стерхам же, право дело, в компанию набиваться. Но пока ограничимся тем, что есть. До лучших, будем надеяться, времен.
Балерина
В «Фамильном древе» мы уже рассказывали о судьбе звезды мирового балета родом из Брест-Литовска Войцехе Веселовском, а также об Анне Соколов, уроженке Пинска, именем которой названа одна из улиц Нью-Йорка. Оказывается, не только они из нашего благословенного края служили музе танца – Терпсихоре. Хотя, конечно, Раиса Самуиловна Гуревич-Кальца не добралась до таких высот мастерства в искусстве балетного танца. Зато было в ее жизни многое другое.
Раиса родилась в семье крупного землевладельца и негоцианта Самуила Гуревича. Вроде бы, как утверждают некоторые источники, в 1900-м, хотя в паспорте значилась дата – 1905-й. Детство ее прошло в Брест-Литовске. Отец вел дела по-крупному – его бизнес-интересы были и в Польше, и в Финляндии, и в Санкт-Петербурге. Так что пятью детьми занималась мать – Берта. Раиса была самым младшим ребенком. Помимо состояния, у Самуила Гуревича были, видимо, образованность, вкус и чувство прекрасного, поскольку обожал классическую музыку и балет. И, видимо, узрев в младшей недюжинные способности, отдал ее в московскую школу танцев.
После революции, недолго думая, Раиса вместе с первым мужем – Георгием Кролем – театральным режиссером, эмигрировала в Италию. Затем они перебрались в Берлин, где в начале 1920-х русская культурная жизнь била ключом. Кроль пытался работать с немецкими кинокомпаниями и даже снял один фильм – «Под игом большевизма». А Раиса устроилась в труппу «Театра двенадцати» и гастролировала по Европе. Неудивительно, что вскоре они расстались. По возвращении в Италию, в Рим, в 1923-м, Раиса быстро включается в местную артистическую богемную жизнь.
Жена художника
В театре Пиранделло во время работы над балетом Стравинского «История солдата» Раиса знакомится со знаменитым итальянским художником Джорджо де Кирико, который делал декорации и костюмы для этой постановки. Бурный роман — и, поженившись, новоиспеченные молодые, естественно, отправляются в Париж. Сначала снимают жилье на улице Бонапарта, затем перебираются на Монмартр, где тогда обретался, пожалуй, весь цвет мировой живописи. Де Кирико пишет картины, постепенно отходя от сюрреалистической манеры, и публикует роман «Гебдомерос», а Раиса решила уйти со сцены, видимо, чтобы сконцентрироваться на муже. Логично было бы предположить, что жена могла бы, так сказать, по совместительству, исполнять роль натурщицы. Ан нет, за период их совместной жизни в творчестве де Кирико не было ни одной картины с обнаженной женщиной или женским портретом. Осталась только эта несколько странная картина «Супруги», написанная в Париже в 1926 году. А Раиса не на шутку увлеклась археологией и окончила отделение классической археологии Сорбонны. Там же через некоторое время получила докторскую степень.
Археолог
И второй ее брак трещал по швам. Видимо, отчаявшись быть запечатленной кистью гения на века, Раиса Гуревич бросает всю эту артистическую тусовку Монмартра и уезжает в 1932-м в Рим. С 1937-го она работает помощником директора раскопок Остия Скави, близ Рима, который по легенде был основан еще в VII веке до нашей эры, а во время Пунических войн здесь располагалась крупнейшая стоянка республиканского флота. Директором же этой археологической экспедиции был Гвидо Кальца – один из крупных итальянских ученых историков-археологов, который совершил немало находок и открытий.
Но и тут Раисе Гуревич, можно сказать, не очень-то повезло. Во всяком случае, что касается семейной жизни. Хотя это был самый продолжительный, более десяти лет, ее брак. Гвидо Кальца умер в 1946 году, в еще нестаром возрасте, 57-ми лет от роду. Но жены гениев и талантов, как известно, живут долго. И всю свою жизненную энергию и знания Раиса Гуревич-Кальца употребила на то, чтобы продолжить дело третьего мужа. Она автор многочисленных археологических очерков о Древнем Риме, путеводителей и каталогов, занималась также историей иконописи. За что и была удостоена золотой медали Института искусств и культуры за вклад в итальянскую культуру.
Скончалась Раиса Гуревич-Кальца 15 августа 1979 года и похоронена в Риме на кладбище Верано.
Ответить