Несколько автомобилей уже собрали
17 августа на пресс-конференции генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Андрей Дюжев высказал мнение, что в Беларуси рационально построить завод под ключ по производству легковых автомобилей китайской марки. Об этом пишет БелаПАН.
«Нам необходимо правильно определиться с тем сегментом рынка, на котором будут востребованы автомобили. И из этого будем исходить, какой бренд, какая фирма будет лучшей для нас в качестве партнера по строительству завода «под ключ». Конечно, будет нужна и локализация производства», — считает специалист.
Какую именно нишу собирается занять Беларусь, он не уточнил, предположив лишь, что это будет машина за 8-9 тыс. долларов.
Заметим, в Беларуси уже начато производство легковых автомобилей совместно с китайской компанией Geely. Собрано два автомобиля, которые проходят сертификацию. Отверточная сборка состоялась на площадях Борисовского завода автотракторного электрооборудования. Полномасштабное производство с высокой степенью локализации будет развернуто в белорусско-китайском индустриальном парке в Минской области.
Союзнические трения
Стоит напомнить, что проект изначально вызывал возражения со стороны России. Наших соседей можно понять: они защищают свой автопром, из года в год создавая новые заводы со все более высокой степенью локализации. И тут – такой ход союзника: по сути, китайские автомобили, но под маркой «Сделано в Беларуси». Ведь все понимают, что охота идет на российский рынок.
Однако на минувшей неделе «Газета.Ru» сообщила, что у нее есть сведения, что белорусские власти ради проекта по производству китайских автомобилей Geely для российского рынка согласились на российские условия слияния МАЗа и КамАЗа. Продавать собранные в Беларуси Geely начнут уже в этом году, а объединение предприятий по производству грузовиков произойдет в 2013 году.
Строительство завода по сборке китайских автомобилей полностью завершится в Борисове на ОАО «Автогидроусилитель» этой осенью. Монтаж оборудования уже идет. После этого автомобили отдадут на испытание для получения сертификата, который даст право Беларуси на реализацию автомобилей в России.
Качество и количество
Проблемы с качеством китайских автомобилей известны – уровень пассивной безопасности отстает от общеевропейских требований. В краш-тестах европейские машины надежнее. Почему китайские аналоги хуже? Возможно, из стремления максимально удешевить производство. Внешне машина может выглядеть замечательно, однако пока не попадешь в аварию, не задумаешься о составе металла, из которого сварена рама. А ведь уменьшив в сталь легирующие добавки, можно очень хорошо сэкономить.
Еще любопытен вопрос о степени локализации, то есть на сколько процентов она китайская, а насколько – белорусская. Россия вполне может поставить вопрос о том, что нужно платить таможенную пошлину за ввоз, по сути, китайских машин.
В прошлом году в России было продано более 2,6 миллиона автомобилей, мощности позволяют производить 3 миллиона. Если предположить, что года через два-три Китай и Россия как-то договорятся по автомобилям, завод под Минском может оказаться ненужным.
Впрочем, что это мы о грустном? А вдруг на этот раз получится? Научат китайские инженеры работать наших…
Ответить