— Как Вы думаете, почему в названии фильма речь идёт о тайне семи веков, а ведь Брест приближается к своему тысячелетию?
— Потому что точкой отсчёта для кинодокументалистов послужил не XI, а XIII век, к которому принадлежат археологические постройки, обнаруженные во время раскопок городища Берестья и экспонирующиеся в настоящее время в музее.
— В фильме режиссёра Татьяны Кравченко по сценарию Екатерины Першиковой говорится, что городище открыл известный белорусский археолог, старший научный сотрудник Института истории Академии наук БССР Пётр Лысенко. Что можете добавить по этому поводу?
— Историю археологического изучения древнего Берестья следует начать с попыток определения его местоположения. В 1954 году Ю.А.Егоров, автор книги «Градостроительство Беларуси», высказал предположение о расположении Берестья на острове у впадения левого рукава реки Мухавец в Западный Буг. Это же предположение в 1961 году повторил археолог Ю.В.Кухаренко. Обследование предполагаемого местонахождения Берестья археологами В.В. Седовым (учителем П.Ф.Лысенко) и его учеником в 1961 году не дало положительных результатов. Всё указывало на то, что в ходе выполнения земляных работ при строительстве Брестской крепости всё, что относилось к древнему городу, было уничтожено.
Однако Пётр Лысенко не оставил попыток найти летописное Берестье. В 1964 году на основе комплексного сопоставления материалов разного характера, он высказал предположение о размещении детинца Берестья на мысе Волынского укрепления, у впадения левого рукава Мухавца в Западный Буг.
— Неужели до Петра Лысенко, который приехал из Минска, никто в Бресте не догадывался, что вести раскопки древнеславянского города нужно в другом месте?
— Нет, такие люди были. И пальма первенства принадлежит научному сотруднику Брестского областного краеведческого музея, замечательному краеведу Михаилу Ивановичу Алексеюку, который увлечённо занимался исследованием истории Бреста. Именно он при встрече с Лысенко высказал гипотезу о местоположении Берестья, которая и подтвердилась позднее в ходе археологических раскопок. Неоспорима и заслуга бывшего директора Музея обороны Брестской крепости П.И.Королёва, который сообщил Алексеюку и Лысенко о многочисленных фрагментах керамики, найденных военными при проведении земляных работ на мысе Волынского укрепления.
— Судя по фильму, Петру Лысенко было ещё далеко до победных реляций, а ему уже пришлось столкнуться с трудностями. Подробнее, в чём они заключались?
— Территория Волынского укрепления в то время была пограничной зоной, где дислоцировались войсковые части. Попасть туда гражданским лицам было весьма затруднительно. Пришлось пойти на хитрость. Королёв, которого как директора музея хорошо знали военные, служившие на территории Волынского укрепления, и Лысенко под видом грибников, идущих искать трюфели (земляные грибы), с корзинками и лопатами оказались на охраняемой территории. Поиски увенчались успехом. Летом 1968 года был заложен шурф, материалы из которого стали убедительным доказательством существования в этом месте города.
— А кто вёл раскопки?
— Работы по исследованию Берестья проводились небольшим Туровским отрядом отдела археологии Института истории АН БССР под руководством Петра Фёдоровича Лысенко. 12 лет исследованию городища посвятила его коллега и соратник, замечательный археолог — Татьяна Николаевна Коробушкина. В раскопках Берестья в разные годы принимали участие археологи Л.В. Колединский, М.Н. Федосеев, Ш.И. Бектинеев.
Археологические изыскания необычайно трудоёмки. Поэтому на протяжении всех 12 лет раскопок (1969-1981 гг.) археологи привлекали к работе брестских школьников, студентов. Археологический раскоп разбивался на квадраты размером 2 на2 метра. Снимались пласты земли по20 см. Снятый грунт тщательно изучался для того, чтобы ничего не пропустить. Отработанная земля выносилась за пределы раскопа. Все находки фиксировались учеными. Кстати, культурный слой Берестья (слой земли, в котором присутствуют следы жизнедеятельности человека) имеет внушительную толщину в7 метров. В ходе раскопок в нем было найдено около 43 тысяч находок.
— Назовите, пожалуйста, кто из юных помощников отличился на раскопках?
— В археологическом музее «Берестье» хранятся списки школьников, которые участвовали в раскопках в разные годы. Самый известный из всех школьников Бреста – Витя Петручик, нашедший в 1971 году самшитовый гребень, на котором с двух сторон были высечены 13 букв древнерусского алфавита – кириллицы.
— Какие особенности имели строения древнего городища?
— В ходе археологических раскопок ученые нашли 224 строения, которые относятся к 13-ти строительным периодам. Самую лучшую сохранность имеют жилые дома и хозяйственные постройки XIII века. Уникальность их в том, что сохранились они на 5-9, а отдельные – на 12 венцов, что является неслыханной редкостью в славянской археологии. Такая сохранность помогла ученым узнать о конструктивных особенностях домов берестян. Дома строились преимущественно из сосны в обло с остатком; соединительный паз и чашка вырубались с верхней стороны бревна (в настоящее время они вырубаются с нижней стороны); в домах были печи, не имеющие дымоходов, топившиеся «по-черному»; двери имели небольшую высоту – чуть больше метра; окна прорубались под самой крышей на 1-2 венца; крыши в домах были деревянные, двускатные. В древнем городище была очень плотная застройка: дома стояли буквально в метре друг от друга. Уличные мостовые (археологи вскрыли 3 мостовые) делили город на кварталы.
— Какие наиболее ценные для учёных находки были обнаружены во время раскопок?
— К числу уникальных находок археологов можно отнести: костяную фигурку шахматного короля; дубовое рало XIII века для вспашки почвы; бритву; маслодельный жом; колесо телеги; писала; церу – навощенную дощечку для письма; бронзовый крест – энколпион; ювелирные изделия – дреговичскую бусину, биллоновый колт, золотой перстень; свинцовую подвесную печать, оттиск которой служил подтверждением подлинности документа или письма.
— Как удалось сохранить деревянные постройки, найденные археологами?
— Благодаря ученым Белорусского технологического института деревянные строения ХIII века прошли консервацию путем поверхностной и глубинной пропитки водным раствором феноловых спиртов с последующей термообработкой. Этот метод был разработан ректором Белорусского технологического института им. С.М.Кирова профессором В.Е. Вихровым. Это был первый в истории и удачный эксперимент консервации большого по площади археологического памятника деревянного зодчества в полевых условиях. В ходе консервации археологической древесины не изменились её форма, размеры и натуральный цвет. Можно сказать, что белорусские ученые, занимавшиеся консервацией археологической древесины древнего Берестья, совершили настоящий подвиг.
— Кстати, по фильму «Белорусская Атлантида», именно Пётр Лысенко «пробивал» для своего любимого детища во всех инстанциях строительство крытого павильона, чтобы деревянные строения не подвергались разрушительным воздействиям атмосферных осадков. Как это было?
— Вы правы. Именно Петру Федоровичу мы обязаны появлением над частью археологического раскопа музейного павильона. Эта история хорошо представлена в фильме. Для воплощения в жизнь замысла по созданию музея, на который в Беларуси не находилось ни материалов, ни средств, археологу Лысенко пришлось обратиться за помощью к Председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину во время отдыха в Гаграх. Дело сдвинулось с мертвой точки. Деньги на проектные работы и на строительство музея были выделены. 2 марта 1982 года археологический музей «Берестье» был открыт для посетителей.
— Какое место он занимает в иерархии музеев Европы?
— Это единственный в Европе музей средневекового восточнославянского города, главным экспонатом которого является археологический раскоп. В нем на глубине4 метровнаходится часть ремесленного квартала Берестья – 28 деревянных жилых и хозяйственных построек, две уличные мостовые, частокол, остатки глинобитных печей. В экспозиционных залах представлены 1200 подлинных археологических находок, характеризующих все стороны жизни берестян.
Однако со дня открытия музея минуло 30 лет. Пришло время капитального ремонта здания музея, прежде всего необходимого для создания оптимального температурно-влажностного режима для сохранения археологических артефактов — деревянных построек XIII века, а также для комфортного посещения музея посетителями. Морально устаревшая экспозиция музея, не отвечающая современным тенденциям в музейном деле, требует замены. Настало время также обратить внимание и на территорию, прилегающую к музейному павильону, и включить ее в музейную жизнь, проводя на ней интересные для посетителей мероприятия.
Через семь лет наш древний город будет отмечать свой 1000-летний юбилей. Логично предположить, что юбилейные торжества будут начинаться у археологического музея «Берестье», на том месте, где город был основан берестянами. Необходимо постараться, чтобы к этой дате превратить музей в визитную карточку города.
Интервью взял Юрий ШАПРАН
0 комментариев
Anonymous User
01.11.2012 в 16:35Алиса
01.11.2012 в 16:35А ведь Лысенко (как бы к его работе кто ни относился) даже не Почетный гражданин Бреста. зато Пойта — Почетный. Но при Пойте универ стал не так знаменит, как когда-то БИСИ.