Имена ее гениальных «школяров» — Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Фернана Леже, Марка Шагала — получили всемирную известность. В Беларуси значительно меньше знают о таких своих уроженцах, как Яков Балглей, Евгений Зак, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень, Сэм Царфин, Осип Лобич. Хотя вышедшая в 2010 году книга известного белорусского общественного деятеля и автора Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси» многогранно осветила это изобразительное направление в его исторически подробном развитии.
Весной 2011 года В.Счастный презентовал свою книгу в Бресте, в Художественном музее в крепости. Уже тогда к его исследованиям присоединили свои голоса брестские историки, библиотекари – о выходце из Бреста Якове Балглее.
А недавно в редакцию «Брестского курьера», который развивает свой проект «Фамильное древо Брестчины» — и на страницах газеты, и в серии документально-художественных плакатов – пришел материал по от каменецкого краеведа Георгия Мусевича. Он пишет об известных именах живописцев, в основном Каменецкого края, дабы этим перечислением свидетельствовать потомкам, которые, возможно, воздадут должное своим предкам по будущим критериям.
Еще перед Первой мировой войной довольно большая группа художников с территории нынешней Беларуси уехала на Запад, в основном в Париж. Зачем? Чтобы окунуться в богемную жизнь художников Европы, чтобы поучиться художественному мастерству. Так в Париже оказались художники Шагал, Сутин, Кремень, Цадкин, Зарфан, Кикоин, Зак, Балглей, Ходасевич-Леже.
Белорусское телевидение в своей рекламе анонсирует выставку этих художников под названием «Парижская школа белорусских художников». Если быть точным, то их нужно назвать белорусскими еврейскими художниками. Среди этих художников был и Роберт Львович Генин, родившийся в 1884 году в Высоком. Нет-нет – это не Высокое на Каменетчине, это Высокое Климовичского района Могилевской области. Он также уехал на Запад. Сначала жил в Германии, в Мюнхене. Там издал книгу «Эскизы и впечатления». Потом переехал в Париж, где тесно общался с Марком Шагалом. В 1937 г. вернулся уже в СССР, в Москву. В 1941 г. покончил жизнь самоубийством, по-видимому, под воздействием душевного расстройства из-за Холокоста своих сородичей, осуществлявшегося национал-социалистами. Как художник был забыт своею родиной, впрочем, как и другие названные художники.
И только теперь вспомнили об этих ярких мастерах живописи и графики, о чем свидетельствует выставка их произведений. На ней представлено более 20 картин Генина периода 1910 – 1920 годов.
Каменетчина также не обижена провидением. На ней родились или жили, создавали свои произведения замечательные художники, скульпторы, сницери (резчики по дереву). Одни широко известные: мэтр Федор Дорошевич, Василий Соболевский, Василий Шикин, Николай Маевский, Анатолий Турков, Владимир Чиквин, Александр Лыщик, Вера Гаврилюк, Василий Ярошук, Ярослав Маркевич (он же и поэт), Иван Лук, Михаил Карпук, Павел Лук, Петр Зарецкий, Николай Волчок. Менее известные: Костя Шохалевич, Василий Федоров, Людвиг Ульянов, Михаил Максимович, Ян Лисовский, Игорь Драпун (Даро); самодеятельные художники: Дмитрий Дощик, Александра Романенко, Зоя Мелехова, Георгий Грушевский, Хэскер Яффэ, Алексей Василевский.
Особенно хочется отметить Юзефа Харитона, высоковского художника, жившего в Высоком – мартирологе еврейской местечковой жизни.
Мы не вправе не припомнить волчинских художников культурного очага Чарторыйских: Пьера Яна Норблина дэ ля Гоурдайна, Францишка Смуглевича, Вацлава Чеховича, Зыгмунта Фогеля, Якуба Вэселя, Богумила Плерша, Кшиштофа Рэдлера, Юзэфа Рышковского.
Где произведения этих художников? Они разбросаны по всему миру. Указанные художественные ценности не собраны в одном месте в Каменце, хотя попытки и делались. Не собраны потому, что нет художественной галереи, а равно и краеведческого музея. На протяжении последних 20 лет местными властями в лице председателей райисполкомов делались декларативные заявления о создании галереи и краеведческого музея, даже намечались помещения. Дальше деклараций дело не пошло. Все осталось втуне. Как говорят, а воз и ныне там.
Дело всех нас и, в первую очередь, власть имущих, которым по долгу государственной службы показано заботиться о создании условий для сохранения и сбережения художественных ценностей, культурных и иных, сохранения исторической памяти. Дабы нынешнее поколение и поколения грядущие были преисполнены ведами об упоминаемых ценностях.
Георгий МУСЕВИЧ, краевед, г.Каменец
Ответить