До последнего дня я и сам не догадывался, что несколько сот брестчан живут здесь, как на заброшенном острове. Многоэтажные дома, появившиеся в конце улицы Мошенского, раньше воспринимались скорее как чья-то радость: новоселье недавно люди справили, свой угол появился…
Но оказывается, поставить дома – поставили, но допустили вопиющие вещи.
Ведь есть две равновеликие ценности жизни: работа и дети. Раньше многие взрослые ходили на работу или с малышами в детсад через железную дорогу в микрорайон Восток; там с улицы Янки Купалы уезжали троллейбусом, благо, ходит он часто.
По улице Мошенского транспорт ходит плохо. Два автобуса №24 курсируют по гигантскому кольцу. Едут медленно: здесь везде знак “не больше 40 км\ч”. Маршруты №10 и №11 тоже не слишком частотные, и до них отсюда идти далековато, а до Купалы 10 минут ходу.
И вот не так давно (естественно, “в целях безопасности граждан”) вдоль железной дороги выставили бетонный забор километра в два, а одноуровневый штатный пешеходный переход напротив дома № 98 и импровизированный (к гаражам на излёте Партизанского проспекта) закрыли.
Вот и получилось: видит око, да ехать 45 минут (жители засекали) – аккурат, как до Кобрина. Что до “Виктории” через Задворцы, что до Красногвардейской, – там узловые пункты движения транспорта с возможностями пересадки.
Все на сход!
— Куда только мы ни писали, — говорит Александр Старовойтов, председатель ЖСПК- 313.—А толку никакого. Ответы: “Нет возможности”. “Не предусмотрено”. “В пределах смет средства исчерпаны”…
Но неудобство для людей огромное. Маршрутки битком, автобусы – их дождаться нужно или мерить дорогу, как сивому мерину… Поэтому люди составили коллективное обращение в горисполком и пригласили чиновников на очный разговор — на собрание членов заинтересованных жилищно-строительных потребительских кооперативов.
— Мне такой расклад уже который месяц влетает в копеечку, – говорит в сторонке от людского гудения Василий Дашкевич, один из жителей. – Ведь чтобы гарантированно успеть на работу, нужно садиться на маршрутку. Ладно бы только сам ездил, а если едут все мои – это, извините, уже двенадцать тысяч рублей. Да назад столько же, да сколько дней в месяце… И разве это не дискриминация по признаку места проживания? Ведь проездной на автобус стоит раз в десять меньше, чем я отдаю на проезд по сравнению с теми, кто живет близко от нормальных маршрутов!
— Два раза штрафы уже платила! – возмущается участница собрания Татьяна Котович. – И ведь что особенно оскорбительно – железнодорожный ВОХР на нас с собаками охотится! Спускают собаку, и, если не остановишься, порвет. А потом спокойненько штраф кассируют… Где я наберусь на штрафы, если у меня зарплата чуток за миллион!
Уточним: в заборе вдоль “чыгунки” есть ворота, их иногда запирают и так же иногда ломают, чтобы там можно было пройти. Но, как говорят люди, с риском для собственного кошелька.
Попутно на собрании еще возмущались, что электричество в их домах отключают в одиннадцать, включают в шесть, и ноги поломать в строительных ямах запросто можно, зато ворам раздолье – столы с детских площадок уже поутащили, автомобили обворовывают… “Но это же грипп, а мы умираем от рака”, – образно выразился мой сосед по организованному протесту, коим был, по существу, этот сход.
Стоит ли говорить о разговорах?
На собрание приехали первый заместитель председателя горисполкома Валерий Лаптейкин и директор автопарка №1 Владимир Кичкайло. Директор сказал, что “…над сокращением интервала подумаем…дополнительно пустить автобус затруднительно, потому что не хватает водителей… ожидаем, что к зиме утихнет острота вопроса, вернутся с заработков… И не хватает подвижного состава, а также ремонтников”.
Что ж, и в самом деле в местном центре занятости значатся 24 вакансии водителей автобуса. Раньше и 20 было много, помнится…Непосильно критической оказалась эта цифра для прежнего директора автобусного парка.
Доброжелательный Валерий Михайлович Лаптейкин подробно объяснил, почему “пешеходный мостик, как с Березовки или на вокзале, ну никак нельзя” (средств не заложено, но мост будет, БОЛЬШ-О-ОЙ МОСТ с Партизанского проспекта, в Генплане развития города он есть, мост будет, но когда – кто его знает). Объяснил он и то, почему не ставят на остановках навесы от дождя и ветра (выделили средства на детские площадки – мы их и освоили, а на это нет средств. Будут – освоим). “Потерпите, дорогие мои!” – участливо сказал он отходчивым женщинам. Вроде мне послышалось, уже совсем другим тоном он спросил у ведущего собрание: “Ну и зачем ты меня сюда пригласил?”
Далее было предложено перенести говорильню (иначе не назову) в кабинет Лаптейкина “в любое удобное для вас время” с увеличением степени демократии от улично-дворового полумитинга до встречи с полномочными представителями, коими являются председатели соответствующих ЖСПК.
Ноу-хау от народа
Поскольку мне не раз приходилось бывать в Германии и хорошо знаю тамошние порядки, то подумалось: немецкий чиновник приехал бы к народу с несколькими вариантами стоимости решения вопроса. К примеру, “запустить третий автобус на 24-й маршрут стоит 200 миллионов рублей (единица транспорта) плюс пять миллионов рублей зарплата водителя. Вариант возможен, если…” Или еще вариант: “Мост стоит пять миллиардов рублей (можно поднять смету барановичского проекта), возможно строительство при условии долевого участия заинтересованных предприятий”. Вы, конечно, понимаете, что цифры очень примерные, главное – принцип.
Возможным критикам моего подхода скажу три вещи.
Первая: чем исходить желчью, съездите и посмотрите, как живут побежденные немцы. И после этого не будьте врагом себе и детям, а молча НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬСЯ. А если не способны ни “молча”, ни “учиться”, тогда отойдите в сторонку.
Вторая: вы наверняка не захотите поменяться местом жительства с людьми, которых беларусы назвали бы метким словечком “канцовікі” (живут в конце улицы или поселка), в их теперешнем положении.
Третья: многолетних согласований с железной дорогой (у наших отцов города она как некая фигура умолчания, они об этом даже не говорят) – этих долгих согласований можно избежать. Ведь кое-что в нашем государстве происходит чрезвычайно быстро, если очень-очень нужно. А это разве не тот случай?
И чтобы вы окончательно перестали быть пессимистом, озвучу ноу-хау, подслушанное у одной по-житейски мудрой участницы полумитинга-протеста: «А если бы вместо этого длиннющего забора построили нам мостик пешеходный… Ведь деньги явно немалые на него ушли. А был бы мостик – и нам было бы хорошо, и забор не нужен».
А ведь, похоже, правда…
0 комментариев
Anonymous User
03.11.2012 в 15:42житель Березовки
03.11.2012 в 15:42Не надо всё так драматизировать… С 1 ноября продлены маршруты автобусов № 10, 11. Меня лично это устраивает. А ходить иногда через пути не так уж и ужасно: да, иногда останавливают, но чтоб собак спускали, никогда не приходилось видеть. Хотя часто там хожу.