— Чем уже могут похвалиться группы, какие есть наработки?
— Наверное, сначала стоит коротко рассказать о структуре «Европейского диалога о модернизации». Эта инициатива подразумевает участие нескольких сторон. Европа представлена Еврокомиссией и Европейской службой внешних действий, а также представительством Еврокомиссии в Минске. Плюс страны Евросоюза, в которых проводятся какие-то тематические семинары по вопросам модернизации.
С белорусской стороны в данном диалоге участвуют гражданское общество, политическая оппозиция. Потенциально, конечно, в этой структуре могут быть белорусские власти. Им неоднократно поступали предложения присоединиться к диалогу хотя бы на экспертном уровне, но пока государство воздерживается.
Сейчас в структуре диалога внутри Беларуси работают три экспертные группы — по вопросам политической модернизации, по вопросам реформ юридической системы и по вопросам социально-экономических реформ.
Критерии, на которые, прежде всего, обращали внимание эксперты, — это важность и критическая необходимость для страны, заинтересованность белорусских властей в реформировании определенных сфер.
Без государства невозможно реализовывать ряд реформ. Это важно осознавать. На реализацию также влияют установки населения, которое приемлет либо нет те или иные реформы. Поэтому наличие выраженной воли этих общественно-политических субъектов очень важно для того, чтобы определять приоритетность изменений.
— Но пока, получается, эксперты работают, по сути, в стол. Нет ли опасений, что когда наступит подходящая ситуация, все разработанные идеи и предложения уже устареют?
— Надо признать, что действительно сейчас работа экспертов — это в основном работа про запас. В диалоге проваливается политическая часть. То есть в «Европейском диалоге о модернизации» плохо представлены общественно-политические субъекты, которые брали бы на себя ответственность за реализацию реформ. Сейчас эксперты, осознавая проблематику и необходимость такого шага, начали раунд консультаций с этими субъектами.
— А в чем новизна «Диалога о модернизации»? Ведь и раньше ЕС с одной стороны и эксперты, политики, гражданское общество с другой поддерживали некие контакты, высказывали какие-то идеи…
— Тут по-разному можно относиться к тому, что делается Евросоюзом в Беларуси. Можно видеть повторение всего или видеть новые возможности. Я предпочитаю рассматривать «Европейский диалог о модернизации» не с точки зрения, чего хочет ЕС и что может делать, а как нам, белорусам, воспользоваться этой инициативой. То есть, как ее наполнить тем содержанием, которое нам нужно, и как это использовать в национальных интересах.
Новое в том, что Евросоюз впервые создает пространство для диалога с серьезным вовлечением в него и структур ЕС, и стран-членов, что повышает наш уровень взаимодействия, дает возможность привлекать самое лучшее из ЕС, увеличивает возможности политического сотрудничества. Кроме того, «Диалог о модернизации» в перспективе может перерасти в площадку, где, возможно, будет проводиться обсуждение реформ в Беларуси самого разного порядка в трехсторонней структуре — с участием государства, гражданского общества и ЕС, который может выступать как посредник.
— А есть ли какой-то шанс все же вовлечь государственных экспертов в эту инициативу, в работу экспертных групп при нынешней власти?
— Думаю, да. Часто возникают направления, где белорусское государство заинтересовано в определенных реформах. Но реализовать их оно не может без вовлечения независимых экспертов и без внешних ресурсов, которые в состоянии предоставить, например, ЕС. В таких областях возможно сотрудничество и сейчас, если на то будут хотя бы минимальное желание и воля со стороны белорусского государства. Причем в глобальном смысле это не несет никакой угрозы существованию современной политической системы Беларуси.
— Об этой инициативе знают сами эксперты, знают журналисты, но простым белорусам она пока мало известна. Как их заинтересовать «Диалогом о модернизации»?
— С населением как раз и работают средства массовой информации. Нельзя же организовывать экспертные обсуждения с населением. Информация о происходящем должна быть донесена до людей. Как и то, что «Европейский диалог о модернизации» создает возможность обновления, изменений в их жизни в частности и в жизни страны в целом. А сейчас, как свидетельствуют социологические опросы, более 70% населения заинтересовано в переменах. Нужно показать, что этот инструмент действительно может помочь провести изменения в Беларуси. Причем наиболее реальная форма каких-либо изменений в нашей стране — это именно общественно-политический диалог.
Татьяна КОРОВЕНКОВА, naviny.by
Ответить