Сколько у нас?
Есть свежая и достоверная цифра. Две недели назад, 18 октября, в управлении Госавтоинспекции УВД Брестского облисполкома проходила пресс-конференция, посвященная итогам девяти месяцев текущего года. Обсуждали проблему пробок на улицах Бреста, и было озвучено, что в области зарегистрировано 720 тысяч автомобилей, в Бресте – 150 тысяч.
Прикинув, что в Бресте 320 тысяч населения, получаем, что на двух брестчан в городе одна машина. Это очень много.
Однако это общий автопарк. А сколько машин в личной собственности? Цифра годичной давности Белгосстата такая: на Брестчине – 402 тысячи личных автомобилей. Правда, есть и другие цифры, по всей видимости, основанные на других методиках. Например, в феврале 2011 ООН пересчитала владельцев машин во всем мире. США занимают по количеству автовладельцев первое место в мире — 765 на каждую тысячу граждан. Беларусь там занимала 63-е место (109 автомобилей на 1000 человек).
Возможно, статистику искажает прошлогодний автомобильный бум или иные показатели. Однако факт избыточной автомобилизации в Бресте налицо — достаточно в 18 часов выйти на перекресток проспекта Машерова и бульвара Космонавтов.
Сравним с Берлином
Почему с Берлином? Ну не с периферийными же странами Евросоюза сравнивать! Или с догоняющими. Изучая их, контуры будущего не увидишь. Итак, в Berliner Zeitung, анализируя проблему, писалось, что германская столица занимает последнее место среди крупных европейских городов по числу автомобилей на душу населения. Так, в 2009 году в Берлине на 1000 жителей приходилось всего 324 машины, 45% семей (данные на 2008 год) не имели собственного автомобиля. Более того, немецкие статистики сообщают, что в прошлом году количество автомобилей в Берлине, прошедших техосмотр, по сравнению с 2009 годом сократилось на 20%.
Тенденция сохраняется и сейчас, несмотря на то, что в целом Германия высоко стоит в рейтингах: в уже упоминавшихся цифрах ООН у нее 14 место в мире, с 519 автомобилями на 1000 человек.
Это несомненно связано с высоким уровнем развития общественного транспорта в столице, замечает автор публикации Петер Нойманн, но не только: доходы жителей Берлина ниже, чем многих других городов.
Конечно, это связано не с бедностью берлинцев, а с тем, что на высоком уровне общественный транспорт, и растущая дороговизна использования автомобиля в городе.
Для нас же есть предмет для гордости – в Бресте на душу населения машин больше!
Число автомобилей не вырастет
Можно предположить, что у роста числа автомобилей есть предел. По данным европейского объединения автопроизводителей ACEA, в Европейском союзе уже 12-й месяц подряд продается все меньше автомобилей. Их число снизилось на 10,8 процента. Что касается Германии, так там ездить стало дороже, причем на всех видах транспорта. Вот свежие сведения их статистического ведомства. Итак, цены по покупку и содержание автомобиля выросли почти на 30%. За десять лет, с 2002 по 2012 год, стоимость бензина выросла на 60%, дизельное топливо подорожало более чем на 80%. Покупка нового авто обходится сейчас на 10 процентов дороже, чем в 2002 году. Пассажиры общественного транспорта вынуждены платить за билет на 42% больше, чем 10 лет назад. Железнодорожные билеты подорожали на 38%. А велосипеды выросли в цене на 8%.
Таким образом, тенденция ясна: из крупных городов машины будут выдавливать, причем деньгами. Это рациональнее, чем постоянно переделывать городскую среду. Люди важнее машин.
Ответить