Наши безбилетники
Как писал летом в «БК» Игорь ЛОБОДА, главный экономист АП-1 г.Бреста:
«Сегодня никто не берётся оценить реальные масштабы безбилетного проезда в городском общественном транспорте. Чего только стоит массовая передача талонов при выходе из салона? По самым скромным подсчетам, «зайцы» в автобусах городских маршрутов ежемесячно обходятся парку не менее в 200 млн. рублей.»
Вспомним, что «расцвет» этого явления пришелся на прошлый год, хотя существовал всегда. После того, как государство решило свои финансовые проблемы за счет девальвации денег, граждане попытались хоть чуть-чуть сэкономить, проявляя солидарность против государства. При этом общественный транспорт по умолчанию считается государственным, хотя это не так. А как в других странах, где городской транспорт, как правило, частный?
Германия — выгодно подделывать проездной
Все в цене вопроса — проездные билеты в Германии стоят дорого, поэтому для немецких «умельцев» есть смысл заниматься подделкой. Перечислим лишь несколько вариантов махинаций с билетами, которые попали на страницы немецкой прессы. Заметим, что штраф за безбилетный проезд – 40 евро, а убегать от контролера не принято.
В Мюнхене был суд над водителем автобуса. Он изготовлял проездные билеты собственного производства, продав их, по оценкам следствия, как минимум на 240 тысяч евро. При этом использовал бумагу, на которой печатают билеты, достал необходимое программное обеспечение. И по вечерам он вместе с женой печатал проездные, а потом отдавал их друзьям-сообщникам со скидкой.
Еще один пример: двое молодых друзей подделывали студенческие проездные на семестр. Такие проездные действуют на всех видах городского транспорта, выдаются бесплатно. Друзья же продавали их за 150 евро. Был случай, когда школьник потерял свой проездной, а мама на принтере распечатала ему копию, взяв за образец проездной сестры.
Как видим, во всех трех случаях махинации основывались на том, что хороший принтер и нужные сорта бумаги вполне доступны. Другое дело, что при ценах на билеты в Бресте такими махинациями заниматься не выгодно, нужны европейские цены на билеты и проездные.
Немецкие транспортные организации, которые борются с «зайцами» и мошенниками, подсчитали: если три процента пассажиров будут ездить без билета, то это обойдется компаниям в 20 миллионов евро ежегодно. Однако Пиратская партия, которая уже представлена в бундестаге, выступает за отмену наказаний для «зайцев»: мол, на их преследование государство тратит больше средств, чем получит, если заставит их покупать билеты.
Скандинавия – страховка от штрафов
В Швеции активные сторонники бесплатного проезда создали собственный фонд взаимопомощи. Заглянув на их сайт, лично убедился, что система отлажена и работает. Вы платите членский взнос, сделать это можно и по интернету, после чего, если попадетесь, – штраф за вас заплатит организация. Своеобразная страховка на случай, если не повезет и нарветесь на контролеров. Прикинем, сколько можно сэкономить…
Билет на поездку – от 30 до 70 крон, проездной на месяц – 700 крон, а ежемесячная плата в «фонд взаимопомощи» — 100 крон. Переведем в белорусские рубли: 100 крон – это почти 130 тысяч рублей. Серьезные цифры…
Естественно, система рентабельна при определенном числе проверок и штрафов. Однако дополнительные контролеры и проверки – это дополнительные расходы для транспортных компаний. Там же, в шведском интернете, нашел сообщество в твиттере, откуда участники посылают сообщения, где увидели посты контролеров. Следы подобных интернет-сообществ удалось найти и в Германии.
Прыгают через турникеты
Дальнейшее изучение темы «зайцев» показало, что повсеместно, где вместо людей на контроле используются турникеты, – их перепрыгивают; еще можно пройти вплотную с другим пассажиром. Идеология у безбилетников сходная: общественный транспорт должен быть бесплатным, его должно субсидировать государство. Тезис очень спорный, так что борьбе с «зайцами» конца и края не видно. Посмотрим, чем завершится начатый недавно эксперимент с бесплатным общественным транспортом в Таллинне…
1 комментарий
Сергей
17.04.2018 в 00:04Хоть бы даты статей добавляли, не понятно же на какой год пришелся расцвет, может я вообще читаю статью 10летней давности