У наших соседей, в Республике Польша, 2012-й был объявлен Годом Януша Корчака – выдающегося польского педагога, писателя и общественного деятеля. Это событие приурочено к 70-летию со дня его героической гибели вместе с детьми – воспитанниками варшавского «Дома сирот» – в концлагере Треблинка 6 августа 1942 года. В Польше в течение года проводились разного рода мероприятия, посвященные Янушу Корчаку и его творческому наследию. А в Бресте отдел образования Брестского горисполкома и Генеральное консульство Республики Польша объявили конкурс среди учащихся брестских школ, посвященный жизни и творчеству великого польского педагога. 29 ноября в городском «Центре дополнительного образования детей и молодежи» прошло награждение победителей конкурса. Мы в «Фамильном древе» решили внести свою лепту и вкратце рассказать об уроженце Бреста, или, как он именовался в те годы – Бреста-над-Бугом, Александре Рамати. Будущий сценарист, продюсер и кинорежиссер в девятилетнем возрасте был корреспондентом Януша Корчака и принимал активное участие в еженедельнике «Малое обозрение», издававшемся в конце двадцатых годов в Варшаве и редактировавшемся Янушем Корчаком.
Корреспондент Януша Корчака
Вот еще один яркий пример «гражданина мира» (сколько их уже было!) из нашего славного пограничного города. Александр Рамати родился в Бресте-над-Бугом, входившем тогда в состав Польши, в 1920-м. Умер в 2006-м в швейцарском Монтрё. Снимал картины в Германии, Польше, Италии, Израиле. Работал со многими известными европейскими и американскими актерами. Несомненно, что на жизнь и творчество Александра Рамати огромное влияние оказали два фактора – личное знакомство с Янушем Корчаком (его гуманистические идеи) и Вторая мировая война.
Вообще, должен сразу сказать, что информации о нашем земляке крайне мало. Немецкая Википедия уделила Александру Рамати пять строчек. Хоть в какой-то степени развернутой биографии художника или рецензий на его фильмы, или интервью в Интернете вы, к сожалению, не найдете. Некоторым утешением может служить последний фильм Александра Рамати, снятый им по собственному роману в 1988 году «И скрипки перестали играть». По всей видимости, и роман, и картина автобиографичные. Но об этом произведении мы расскажем чуть позже. А пока вот небольшой отрывок, относящийся к нашему герою, из книги Бетти Джин Лифтон «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака»:
«Александр Рамати, ставший главным корреспондентом из Брест-Литовска в девять лет, не сомневается, что именно этот опыт помог ему стать писателем. Он чувствовал себя очень важным, когда несколько раз в году отправлялся в Варшаву на встречу с главным редактором. Редакционный зал был всегда полон детей любого роста и возраста. Они писали, пели или играли в какие-нибудь игры. Заглянувший туда работник типографии спросил у него: «Что тут, собственно, такое? Амбулатория, клуб или базар?»
Медная табличка на двери крохотной каморки Корчака гласила: «Прием по четвергам с 7 до 9». Рамати всегда заставал доктора в неизменном старом сером костюме, работающим за столом, заваленным бумагами. «Голос у него всегда был ласковым, но иногда отрывистым, — вспоминает Рамати. — Он был как отец, но очень пунктуальным, всегда поглядывал на часы, если ты опаздывал. Но в разговоре с ним возникало ощущение, что он обращается к тебе как к коллеге, а вот этого в обращении с моим отцом не бывало».
«Малое обозрение» просуществовало до 1932 года. Александр по несколько раз в год приезжал из Бреста к Янушу Корчаку в варшавский «Дом сирот». Знакомство с этим человеком и творческая обстановка, царившая в «Доме», наверное, просто не могли не сказаться на судьбе мальчика с определенными художественными задатками. Сорок лет спустя, в 1973 году, Александр Рамати напишет сценарий, по которому замечательный польский режиссер Александр Форд, живший к тому времени в эмиграции, снимет фильм «Они будут свободны, доктор Корчак», рассказывающий о последних годах жизни Януша Корчака и его трагический и героической гибели вместе с детьми в концлагере Треблинка.
Кстати, оператором фильма «Они будут свободны, доктор Корчак» был не кто иной, как Ежи Липман, еще один уроженец Бреста, о котором мы рассказывали в «Фамильном древе».
«Гражданин мира»
Уже в первой своей картине – «Пески Беэр-Шеве» – Александр Рамати выступает один в трех лицах. Он и автор сценария, и режиссер, и продюсер. То есть, с самого начала он заявил о себе как о художнике, полностью контролирующем происходящее на съемочной площадке. Так было на протяжении всей его карьеры в кино, за редким исключением. Далеко не каждый автор может похвастаться такой самостоятельностью в киношном мире. Картина «Пески Беэр-Шеве» – политическая драма, историческим фоном которой был арабо-израильский конфликт 1948 года.
Следующая картина – «Отчаянные одиночки» 1968 года с Максимилианом Шеллом в главной роли – была с еще более закрученным сюжетом. Два брата-поляка бегут из советского лагеря, чтобы вступить в Армию Крайову. Если первый фильм был совместным германо-израильским проектом, то этот – американо-испанский. Ну и, наверное, не стоит забывать, на фоне каких событий вышли «Отчаянные одиночки» в европейский прокат. «Социализм с человеческим лицом» в Чехословакии и советские танки на улицах Праги.
Завершим рассказ о сегодняшнем герое «Фамильного древа», пожалуй, самыми значимыми картинами. Это «Подполье Ассизи» 1985 года и «И скрипки перестали играть» 1988-го. Их объединяет многое. Во-первых, тема – Второй мировой войны. Во-вторых, обе картины сняты Александром Рамати по собственным романам. «Подполье Ассизи» основан на реальных событиях и повествует о том, как католический священник, отец Руфино, спасал в монастыре под видом монахов около трехсот евреев.
Картина «И скрипки перестали играть» – последняя работа Александра Рамати. Как я уже сказал, она во многом автобиографичная. В 1943 году цыганская семья накануне очередной карательной операции гитлеровцев решается на побег из Бреста – на этом основан сюжет. Этот фильм был награжден несколькими призами на фестивале в Карловых Варах. Возможно, именно фильм «И скрипки перестали играть» вдохновил Роберто Бениньи на создание такой замечательной картины, как «Жизнь прекрасна».
0 комментариев
Anonymous User
22.12.2012 в 17:19Татьяна
22.12.2012 в 17:19Повторяюсь, но этот проект — бальзам для души. Нет ничего более интересного, чем узнавать о других людях, временах, событиях.