На подмостках и на ходулях
Для себя высшей точкой актерской судьбы Олега Бузука я пока считаю его главную роль в спектакле «Мечта о Дон-Кихоте». Молодой актер был явным лидером этого уличного действа на ходулях – и не только потому, что играл главного персонажа, но и профессионально вел свою роль, несмотря на все сложности, что доставляли ходули. Этот атрибут непросто было освоить всем, однако Олег разработал свою систему покорения ходуль, после даже учил других.
В спектакле его Дон-Кихот был органичным рыцарем без страха и упрека. Скептик обязательно скажет: «Это физическая форма, спортивность и сила помогли драматическому актеру». Соглашусь и порадуюсь, что он держит себя в такой форме. Но скажу и о силе духа, таланте перевоплощения Олега. Об этом говорит и то, что спектакль развивался, стал выездным, с успехом был показан в Украине и Польше.
Олег Бузук запоминается и в неглавных ролях – будь то Пёс в «Бременских музыкантах», или в комедии «Беспорядок класса «люкс», в драме «Преступление и наказание», сутенер в постановке «Над пропастью во ржи».
Осознанный выбор
Вырос Олег в обычной, не театральной семье в Барановичах. Правда, есть в фамильной истории свои предания. Полька-бабушка (ей сейчас 82 года) – из знатного рода, много рассказывала внуку, как шляхетно жили в своем имении – остался только фундамент маёнтка; была там и родовая каплица. Когда пришли Советы, бабушкина сестра, “заможно” жившая в Америке, прислала деньги в местный колхоз на то, чтобы запахали, сровняли с землей эту каплицу – дабы не беспокоили праха предков.
Малая родина отца – совсем не родовитая деревня Березовского района. Биография Олега типична: школа, техникум, армия, работа электромонтером.
Однако в 14 лет пришел в народный театр Барановичского ДК – потянуло. Да и прикипел, за что очень благодарен режиссеру Галине Королевой (она теперь живет в Минске).
Однажды в Барановичи приехала режиссер Брестского драмтеатра Валентина Яновец, пригляделась – и пригласила Олега Бузука в труппу областного центра. Первым спектаклем стала сказка «Кошкин дом», но ведь это же классика!
Актеру по душе все жанры, кроме скучного. Он гордится, что статус театра академический, что в нем передаются от замечательных «стариков» к молодым традиции, устои и заповеди. Через них, убежден актер, нельзя переступать. Как и через их носителей – «академиков», актеров разных поколений. Можно с ними спорить, быть несогласными, но уважать при этом.
Труппа – сложный организм, чем и интересный. В ней человек проявляется, как лакмусовая бумажка. «Если ты выжил в театре, то вне театра жизнь уже не страшна», — такую мудрость от педагога процитировал мне Олег.
Здесь, в Брестском театре драмы, Олег ощущает себя средним поколением – в ряду с Александром Щербаковым, Виктором Пискуном, Геннадием Чуриковым, Олегом Киргинцевым, Виталием Воронковичем, Оксаной Лойдовой, Натальей Воробьевой, Татьяной Строк, Натальей Лобко. Согласитесь, даже перечисление этих имен дает репрезентативный срез «золотой середины».
В компании со Львом Дуровым
В наше «визуальное» время снимаются все: на ток-шоу, в рекламе, в массовках, — а тем паче актеры. Олег Бузук снимался в ролике к 150-летию железнодорожного вокзала. В знаменитом блокбастере «Брестская крепость» играл роль лейтенанта НКВД, правда, был загримирован до неузнаваемости. В российском сериале «Семейный детектив» играл убийцу. Так сложилось, что негативная роль дала положительный результат. Его партнерша по сериалу оказалась еще и ассистентом по актерам в киностудии во имя Иоанна Воина, при Свято-Елизаветинском монастыре Минска. Она сняла Олега на фото- и видеокамеру, показала руководителю студии матушке Иоанне – и та пригласила брестского актера на съемки игровой ленты «Притчи-3». (А вообще фильмография студии во имя Иоанна Воина насчитывает более 10 документальных фильмов, получивших признание на международных кинофестивалях, и несколько художественных).
В «Притчах-3», в одной из киноновелл, снимался Народный артист СССР Лев Дуров. Именно с ним и повезло сыграть рядом актеру Олегу Бузуку – роль крестьянского хлопца.
Олег до сих пор не остыл от съемок, может целую повесть о них живописать в подробностях. Режиссер матушка Иоанна поставила условие перед киногруппой: не курить и не ругаться. И вот в прошлом сентябре в Кушлянах под Минском в бывшей помещичьей усадьбе, затем в деревне–музее под открытым небом, на Минском море пошли съемки. Сюжет из середины XIX века: старый помещик хочет порадовать на именины тяжелобольную любимую жену – дарит ей лошадь. Молодой цыган из табора по соседству крадет эту лошадь.
Его ловят, барин приказывает жестоко наказать розгами. Против этого восстает его жена, которой он смолоду пообещал не пороть людей в имении.
Происходит спасение от верной смерти цыгана, которому явился старичок – Николай-чудотворец. Более того, юноша остается коноводом в усадьбе и как бы заменяет сына семье, некогда потерявшей своего ребенка, что делает жизнеутверждающим финал этой истории.
Хочется увидеть киноленту своими глазами, а это произойдет или в декабре нынешнего, или в январе нового года.
Брестского актера поразил 83-летний Народный артист СССР Лев Дуров. Вот сидит он перед съемкой на стуле – дряхлый, слабый. Но только слышит команду «мотор!» — встает и выходит к камере бодрый, помолодевший на 20 лет. Это восхищало всех, а Олег вообще не уходил со съемочной площадки, все 15 дублей отсмотрел – ни разу не схалтурил старый Лев. «Мы, актеры, можно сказать, его внуки-правнуки, уважительно звали его Дедом. И не заметили в нем ни капли «звездности».
Более того, когда в первый день сели поесть, Дурову из уважения накрыли отдельный стол. Так он заругался – и сел со всеми. Поел быстро, за минут 15, а дальше стал байки рассказывать, так мы все 40 минут жевали – скорее, больше смеялись.
Все эти моменты обогащали человечески и актерски. А еще чудная природа вокруг наполняла душу светом.
Родная земля придает сил
Театр – это не только творчество, но и образ жизни, довольно напряженный и сложный. Отдыхать и набираться сил Олег уезжает каждое лето на свой хутор у белорусского озера Свитязь. Обязательно навещает мужской монастырь за Новогрудком – Елисее-Лавришский, один из самых старых в Беларуси. Его дважды ровняли с землей, а он возрождался. Сейчас в монастыре всего пять насельников, 40-летний игумен о.Амвросий – брестчанин. Он вначале был монахом в Жировичах, нес там послушание – выпекал просфоры. Интересно, что став настоятелем старого монастыря, батюшка не оставил этого занятия. В своей келье печет просфоры и хлебы для всей братии. С ним пообщаться, поговорить по душам – отдохновение.
Олег признался, что на своем хуторе ходит босиком, в холщовой – как раньше крестьяне — одежде, собирает травы (бабушка была травницей). Часто приезжая в августе на Яблочный Спас, идет с местными людьми в церковь, любит этот общенародный праздник. А соседки по хутору – в основном, бабульки – ждут его приезда и зазывают на свои вечёрки, попеть – поговорить. Для круглогодичного общения с природой Олег сотоварищи заимели что-то типа дачной коммуны в районе Белого озера – вместе веселей.
С Брестом, который сначала показался Олегу сонным, теперь он породнился. Живет в общежитии, хотя, перефразируя поэта, «года к семейной прозе клонят», хочется получить свою квартиру, жениться, детей завести.
Ну а пока всю энергию, всю любовь и все силы отдает Олег Бузук основному делу – Брестскому драмтеатру.
Ответить