Его программа была посвящена очень разным по судьбе, положению, таланту людям: это великий пианист Святослав Рихтер, учитель музшколы Евгения Добротворская и рядовая работница, что называется, мастерица на все руки, Казимира Витольдовна – мама Лилии Григорьевны Батыревой. Однако всех их роднит необыкновенное трудолюбие и целеустремленность, любовь к прекрасному. А самое прекрасное из искусств, по мнению Лилии Батыревой – музыка, и она бесконечно благодарна всем, кто помог ей стать музыкантом, полюбить русскую классику, таких ее колоссов, как Чайковский и Рахманинов, их широкое и светлое, как русская природа и душа, искусство.
Под знаком этих композиторов, в особенности Сергея Рахманинова, и прошел «Вечер». Его вел Святослав Бэлза, наполнив свои комментарии интересными историческими подробностями. Так, некогда Шаляпина спросили в Лондоне, какие книги надо читать, чтобы понять русскую душу.
— Слушайте музыку Сергея Рахманинова, — таков был ответ.
В первом отделении «Вечера» был исполнен рахманиновский Концерт для фортепиано с оркестром №2 до-минор, 1 часть. Как представил ведущий, в концерте солировал лучший пианист Брестчины Юрий Блинов. Действительно, его партия звучала раздольно и мощно, по-русски. Наш земляк, уроженец Дрогичина, Юрий Блинов завоевал за границей имидж высокопрофессионального музыканта – исполнителя, композитора, педагога. Ведя насыщенную деятельность, он всегда стремился на родину, чтобы отдать ей свои достижения, вот и фестивалю отдал должное.
Помимо Концерта, в сопровождении оркестра брестского музколледжа под управлением Л.Жабинской, Ю.Блинов сыграл несколько этюдов и прелюдий С.Рахманинова.
Пять пьес из цикла «Пьесы-фантазии» исполнил лауреат международных конкурсов, профессор Борис Блох (США-Германия). Этот пианист и педагог с мировым именем уже приезжал в Брест на фестиваль 2010 года и оставил о себе яркие воспоминания. Вот и нынешнее прочтение рахманиновской музыки поразило публику.
Программу рахманиновского «Вечера» украсили его романсы, которые замечательно спели украинка Соломия Приймак, грузинка Мария Начкебия, китаец Ли Мин.
Квартет №1 (неоконченный) прозвучал в исполнении Камерного оркестра Брестской областной филармонии под управлением Александра Мартыненко – кстати, в этот день наконец-то открылся после реконструкции зал филармонии!
Как тесен мир, а особенно мир искусства, какие невероятные сплетения судеб, перекличка имен происходит в нем. В начале 1890-х годов П.И.Чайковский написал трио «На смерть великого художника», посвященное своему учителю Н.Рубинштейну. А спустя несколько лет уже в связи с уходом в иной мир самого Чайковского это трио исполнили в доме художника Л.Пастернака, чья жена была известной пианисткой, — по просьбе Льва Толстого. Гениальное Трио в исполнении тогдашних профессионалов слушали Лев Николаевич и его дочери.
В Бресте на фестивале эта поразительная по напряжению, сложная музыка исполнялась впервые. И состав трио был необычный. Так, впервые приехали на фестиваль из России две молодые, но весьма именитые исполнительницы – Юлия Игонина (скрипка) и Екатерина Антокольская (виолончель). За фортепиано сел Народный артист РБ Игорь Оловников, самый почетный участник брестского фестиваля, как определил его Святослав Бэлза. Он же назвал этот номер «мощным заключительным аккордом «Вечера» 10 января. Сила чувств, духовные искания Чайковского заставили зал внимать этой завораживающей музыке.
Слушатели были награждены и после завершения концерта неожиданной сценкой – вручением серебряной именной медали от Фонда Ирины Архиповой, великой оперной певицы, арт-директору «Январских музыкальных вечеров» Лилии Батыревой за активное культурное сотрудничество двух славянских стран – Беларуси и России.
В ответном слове Лилия Григорьевна призналась: «Мы на фестивале привыкли награждать, а не получать награды».
Что ж, на юбилейном ХХV Международном фестивале классической музыки самое время собирать их.
Фото — Натальи Алейниковой
Ответить