НОВЫЙ ДИАЛОГ?
Замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина в минувший вторник встретилась с делегацией внешнеполитического ведомства Швеции во главе с заместителем генерального директора, директором департамента Восточной Европы и Центральной Азии МИД Маленой Морд. Ранее глава белорусского МИДа Владимир Макей встретился с шестью послами стран ЕС и даже с представителем Европейской службы внешних действий Гуннаром Вигандом. Зачем же официальному Минску нужен неожиданно начавшийся новый диалог с Западом?
По мнению политолога Александра Класковского, переговоры чиновников внешнеполитических ведомств вызывают повышенный интерес отечественной и зарубежной прессы уже только потому, что белорусское руководство умудрилось настолько ухудшить отношения почти со всем миром (за исключением нескольких весьма одиозных «друзей»), что сейчас даже попытка возвращения в более-менее нормальное состояние вызывает ажиотаж.
«Надо было сначала со Швецией разругаться вдрызг, выгнать посольство, чтобы рутинные переговоры на уровне мидовских чиновников стали сенсацией. А речь, конечно, идет лишь о том, чтобы хотя бы через какое-то время прийти к возобновлению деятельности посольств, в чем Беларусь заинтересована», — иронизирует аналитик.
Между тем, в 2011 году товарооборот между Беларусью и Швецией превысил 300 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2010 годом сразу на 22,2 %. Белорусский экспорт вырос на 17,9 %, составив 91,5 миллиона долларов. Основные его статьи – калийные удобрения, торф, шины, металлопродукция, лесоматериалы, соль. Импорт из Швеции (в основном высокотехнологический) вырос на 24,1 % и составил 217,5 миллиона долларов. Шведские фирмы поставляют в Беларусь электрогенераторные установки, грузовые и легковые автомобили, котлы, сельскохозяйственное и пищевое оборудование. По итогам 2011 года Швеция попала в первую десятку стран, внесших наибольшие объемы прямых инвестиций в белорусскую экономику.
По мнению Александра Класковского, министр иностранных дел Владимир Макей и его заместитель Елена Купчина вынуждены решать сверхзадачу: надо разблокировать отношения с Европой, но при этом упаси Боже поступиться чем-то принципиальным с точки зрения официального Минска. Как же объять необъятное и соединить несоединимое? Ведь эксперты прогнозируют, что такая внешняя политика может еще долго не приносить ощутимого результата. Они глубоко убеждены, что Евросоюз не отойдет от принципов прав человека и будет настаивать на освобождении политзаключенных.
«Если на каких-то условиях удастся решить этот вопрос, тогда, конечно, динамика на европейском направлении может стать гораздо заметнее, — полагает Класковский. – Я думаю, Лукашенко будет пытаться не то что принудить Европу к своим условиям, но, по крайней мере, снять ее претензии за счет ряда таких уступок, которые не разрушают его политическую систему. И в этом торге политзаключенные вполне могут пойти в ход». Ближе к выборам 2015 года политолог прогнозирует демонстрационные шаги во внутренней политике, которые «якобы будут свидетельствовать о некоторой оттепели, но не более того».
Политик Александр Милинкевич: «Помощь придет только в случае реальных структурных реформ, изменения отношения к экономике, введения свободного рынка, большей свободы для бизнеса. В «черную дыру» деньги вкладывать никто не будет». А привязка к Москве все равно останется. Ведь документы об евразийской интеграции подписаны по всей форме. «И она стала воронкой, которая будет постепенно засасывать Беларусь, — вторит ему Александр Класковский. – Беларусь очень сильно зависит от московских дотаций. Именно это и есть главный пряник Москвы, и в то же время кнут. Достаточно прикрутить краник, обрезать растворительный бизнес, как это сразу больно бьет по белорусской экономике. Так что в обозримом будущем Москва будет держать Беларусь на привязи».
Хоть насчет наметившегося, якобы, диалога еще вилами на воде писано, сам по себе нашей Синеокой он ну о-о-очень бы не помешал.
БЕЛСТАТ «ОТМЕНИЛ» РЕЦЕССИЮ, НО…
Итоги работы белорусской экономики в 2012 году оказались более чем скромными: по данным Белстата, ВВП увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах всего на 1,5 %.
Соль в том, что Национальный статистический комитет пересмотрел свои предварительные данные по ВВП в 2012 году в сторону увеличения, добавив в общей сложности 27,8 триллиона белорусских рублей (по сравнению с предварительными данными за 11 месяцев 2012 года). Добавка составила 5,1 % от итогового ВВП, что означает, что без нее в 2012 году был бы зафиксирован спад ВВП в пределах почти 5 %.
Наибольшему пересмотру подверглись данные за III квартал. К данным по ВВП за август и сентябрь Национальный статистический комитет добавил по 6 триллионов белорусских рублей (примерно шестую часть), а к данным за июль – даже 7 триллионов белорусских рублей. В связи с этим ВВП страны в III квартале вырос по уточненным данным до 147,5 триллиона белорусских рублей и превысил ВВП за II квартал, равный 136,2 триллиона белорусских рублей.
Данные по ВВП за II квартал также были пересмотрены в сторону увеличения, но только не столь значительно. Увеличилась и оценка статистическим комитетом и ВВП за октябрь и ноябрь 2012 года, но всего на 3,7 триллиона белорусских рублей (в сумме). В итоге за IV квартал ВВП Беларуси составил 137,1 триллиона белорусских рублей, оказавшись ниже, чем в III квартале. Таким образом, снижение ВВП в Беларуси наблюдалось только один квартал (а не два), то есть рецессии в стране в 2012 году формально как бы и не было. Если бы Национальный статистический комитет не пересмотрел данные за III квартал, то факт рецессии пришлось бы неумолимо признать.
Но надо отметить, что данные о ВВП за декабрь тоже являются предварительными, то есть они могут быть пересмотрены в сторону увеличения, что приведет к росту показателя увеличения ВВП в 2012 году в целом. Однако компенсировать разницу в ВВП за III и IV кварталы уже вряд ли удастся, так как она слишком велика – 10,4 триллиона белорусских рублей. То есть вывод о спаде ВВП в Беларуси в IV квартале по сравнению с III кварталом уже, вероятнее всего, не изменится. А сие означает, что стране по-прежнему грозит рецессия – сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд.
Ответить