Причем, осознали это и сами организации, непосредственно отвечающие за исполнение данного решения. В канун 1 февраля, когда в стране была введена дифференцированная оплата услуг газо- и электроснабжения в зависимости от объемов их потребления, информационное агентство БелТА выдало целую россыпь комментариев, чтобы популярно растолковать и довести до населения суть перемен. Ибо, читая постановление Совета Министров РБ №52, о многих вещах можно было только строить догадки. Попытаемся разобраться и мы.
Лимит на свет
Итак, согласно упомянутому постановлению, для граждан, которые проживают в домах, оборудованных электрическими плитами, при ежемесячном потреблении до 250 кВт/ч электроэнергии оплата будет производиться по тарифам, установленным законодательством (с 1 февраля с.г. это 324,9 рубля за кВт/ч). При потреблении от 250 до 400 кВт/ч включительно применяется повышающий коэффициент 1,3 к установленному тарифу (422,4 рубля за кВт/ч), а если потребление электроэнергии превышает 400 кВт/ч в месяц, то оплата будет производиться по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (841,7 рубля за кВт/ч).
Для тех, чьи дома не оборудованы электрическими плитами, за некоторыми исключениями, предусмотрена аналогичная система оплаты электроэнергии. К примеру, при ежемесячном потреблении до 150 кВт/ч — по установленным тарифам (382,4 рубля за кВт/ч), от 150 до 300 кВт/ч включительно – с учетом повышающего коэффициента 1,3 (497,1 рублей за кВт/ч), а свыше 300 кВт/ч — по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат (841,7 рубля кВт/ч). Для граждан, дома которых не оборудованы электроплитами и системами централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом, при потреблении до 300 кВт/ч включительно предусмотрена оплата по установленным тарифам (382,4 рубля за кВт/ч), свыше 300 кВт/ч — по тарифам с повышающим коэффициентом 1,3 (497,1 рублей за кВт/ч).
Есть небольшие категории людей (многодетные семьи, инвалиды и проч.), на которых действие постановления не распространяется, но главный смысл официальных комментариев сводится к тому, что для большей части потребителей изменения оплаты электро- и газоснабжения должны пройти якобы незаметно. Да и вообще, как заявил заместитель министра энергетики Михаил Михадюк, «переход на дифференцированную систему оплаты за электроэнергию и газ для населения поможет установить социальную справедливость». Вторит ему и начальник управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Эдмунд Гришкевич, уверяющий, что «введение дифференцированных норм оплаты электроэнергии и газа не повлияет на комфорт граждан».
И где тут справедливость?
Похоже, само понятие социальной справедливости чиновники понимают как-то уж слишком избирательно. Было бы объяснимо, если бы пресловутая дифференциация рассчитывалась в зависимости от числа проживающих в той или иной квартире. А так получается, что одинокий пенсионер вполне укладывается в «льготный» тариф, а у семьи из 4-х человек, имеющей малолетнего ребенка, это никак не выйдет и придется раскошеливаться за потребленную сверх лимита электроэнергию.
Что интересно, еще летом прошлого года был обнародован проект постановления правительства, которым предусматривалось, что при льготном объеме потребления электроэнергии станут учитывать не только количество зарегистрированных жителей в отдельно взятой квартире, но и делать различие в зависимости от времени года. Согласно тому проекту, по обычному тарифу семья из 4-х человек могла использовать 180 кВт/ч в межотопительный период и 195 кВт/ч — зимой. Как видим, окончательный вариант даже близко нельзя назвать «социально справедливым».
Директор Брестских электрических сетей Иван Сергей в комментарии для «БК» предпочел не драматизировать ситуацию. «У кого-то получится уложиться в 100 кВт/ч в месяц, кому-то и 250 кВт/ч, но ведь без электричества никто не останется, — констатирует Иван Иосифович. — Всё равно это не последний рост цен, и людям надо приучаться экономить».
К слову, 2013-й год только начался, а тарифы на услуги электроснабжения уже повышались дважды (в январе на 9,5%, с февраля — еще на 18%). Такой всплеск был характерен для 2011-го года, когда в Беларуси бушевала гиперинфляция и электроэнергия для нужд населения дорожала четырежды. А вот в прошлом году тариф пересматривался (естественно, в сторону увеличения) только один раз.
Сказ про газ
Еще больше вопросов у потребителей вызвала введенная всё тем же постановлением Совмина №52 дифференцированная оплата услуг газоснабжения. Ее было решено рассчитывать в зависимости от годовых объемов потребления газа, что ввело тех, кто попытался самостоятельно разобраться в механизме оплаты, в ступор. Пришлось Министерству энергетики, ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз» готовить специальный комментарий к правительственному документу и разъяснять, что новая система оплаты населением услуг газоснабжения затронет в основном граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах. А всё потому, что дифференциация внедряется только для потребителей с установленными индивидуальными газовыми отопительными приборами.
При годовом объеме потребления газа до 3000 кубометров сохраняется существующий уровень оплаты (сюда попадают жилые дома с общей отапливаемой площадью до 100 кв.м, в том числе в сельской местности и агрогородках). За объемы потребленного природного газа от 3000 до 5500 кубометров включительно оплата увеличится на 30% (сюда попадают жилые дома с общей отапливаемой площадью до 250 кв.м). За объемы газа свыше 5500 кубометров оплата будет осуществляться по цене, обеспечивающей полное возмещение экономически обоснованных затрат. Сама плата за услуги газоснабжения будет вестись ежемесячно согласно показаниям приборов индивидуального учета расхода газа нарастающим итогом, начиная с 1 января. То есть, уложится ли потребитель в социальный тариф (нижний порог потребления — 3000 кубометров), будет видно, скорее всего, во второй половине года.
Согласно официальному комментарию, граждане, которых касается нововведение, проживают в основном в индивидуальных жилых домах и составляют примерно пятую часть от общего числа потребителей природного газа. При этом владельцам жилых домов (квартир), оснащенных индивидуальными газовыми отопительными приборами, но до сих пор не обзавевшихся приборами индивидуального учета расхода газа, дается срок до 1 июля с.г. чтобы установить эти приборы. Иначе со второго полугодия плата за услуги газоснабжения будет взиматься по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Что касается остальной части населения Беларуси, то для них порядок оплаты за природный газ пока не изменится. Ключевое слово в этом предложении — «пока». Из разъяснений правительства следует, что несмотря на значительный рост цен (более чем в 4 раза) на топливно-энергетические ресурсы для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, тарифы на эти услуги за последние несколько лет увеличились незначительно. Так, по данным за прошлый год, установленные цены на природный газ для населения возмещают 26,7% затрат газоснабжающих организаций на его доставку потребителю. В результате население не возмещает им затраты на оказание данной услуги на сумму порядка $300 миллионов. Эти арифметические выкладки следует понимать как предупреждение о грядущих повышениях. Ведь белорусские власти уже озвучивали планы приблизиться к 100-процентному уровню восполнения затрат на электроэнергию для населения Беларуси к 2016-му году.
Ответить